Российское грузовое вагоностроение начинает подъем
ЖД транспорт 17 ноября 2016Фото: © samael334 / Bigstockphoto
Пережив длительный кризис перепроизводства, отрасль в третьем квартале 2016 года стала демонстрировать рост.
По результатам анализа рынка грузовых вагонов, начав с 2013 года ускоренно сокращаться, производство грузовых вагонов к 2015 году снизилось до 30 тыс. шт. (минус 58% к уровню 2012 года). Основная причина - избыток подвижного состава на сети железных дорог, который усугубился снижением погрузки. Однако в 2016 году отрасль стала показывать рост: благодаря тому, что в 3 квартале выпуск грузовых вагонов в годовом выражении* увеличился на 52%, прирост производства по итогам первых 9 месяцев составил 15% г/г.
Рынок грузовых вагонов: динамика производства в России
Большое влияние на рынок грузовых составов оказывают регуляторные изменения в отрасли железнодорожного транспорта, полагают эксперты Индексбокс. В соответствии с приказом Министерства транспорта «О внесении изменений в Правила технической эксплуатации железных дорог» с 1 января 2016 года был окончательно введен запрет на использование вагонов с истекшим сроком эксплуатации. Как следствие, операторы вынуждены стремительно выводить устаревший подвижной состав. При строгом соблюдении установленных правил уже к концу 2017 года на российском рынке может возникнуть дефицит грузовых вагонов, прогнозирует Дмитрий Кастрюлин, начальник отдела маркетинга АО «Новозыбковский машиностроительный завод» (крупный производитель грузовых вагонов России).
С другой стороны, сказывается господдержка производителей инновационных вагонов, отмечает Евгений Андреев, начальник бюро маркетинга ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (один из крупнейших производителей подвижного состава в России). Правительство субсидирует процентные ставки по кредитам на новые грузовые вагоны, реализует программу утилизации и частично компенсирует расходы на НИОКР. Как результат - быстрый рост доли инновационных вагонов в общей структуре производства.
Объем производства грузовых вагонов
К числу важнейших предприятий отрасли относятся: АО «Тихвинский ВСЗ» (Ленинградская область), ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (Свердловская область), АО «Завод металлоконструкций» (Саратовская область), АО «Алтайвагон» (Алтайский край), АО «Новозыбковский машиностроительный завод» (Брянская область), АО «Рузхиммаш» (Республика Мордовия) и др.
В региональной структуре производства вагонов за последние годы произошли серьезные сдвиги. В силу того, что в 2012 году был пущен в строй Тихвинский вагоностроительный завод (Ленинградская область), доля Северо-Западного федерального округа в общероссийском выпуске выросла с 17,7% в 2014 году до 47,5% в 2016-м (оценка по итогам первых девяти месяцев года). При этом доля Уральского ФО, на территории которого расположен ОАО «НПК «Уралвагонзавод», за этот же период снизилась с 36,3% до 15,7% (Рисунок 2).
Рынок вагонов 2016: Структура производства по округам России
Согласно прогнозу Минэкономразвития (МЭР), за 2016-2019 годы производство транспортных средств и оборудования вырастет на 7,6%. В этой связи можно ожидать, что в случае сохранения господдержки выпуск грузовых вагонов в 2017-2019 гг. будет увеличиваться со среднегодовым темпом 16-18%, прогнозируют аналитики Индексбокс.
Источник: Маркетинговое исследование. Рынок грузовых вагонов