Рынок паркета в России – новые возможности для локализации иностранного производства

Отделочные материалы 3 апреля 2013

Иностранные бренды паркета продолжают доминировать на российском рынке, в то время как российское производство, похоже, начинает стагнировать.

Исследование рынка, подготовленное специалистами IndexBox, показало, что российские потребители напольных покрытий относят паркет к «дорогому» сегменту рынка, а при выборе возможных вариантов продукции полагаются на силу представленных брендов.

Согласно полученным данным, потребители при выборе между отечественными и импортными производителями в сегменте недорогого паркета отдают предпочтение продукции из Китая, Украины и Сербии, а в дорогом - странам западной и северной Европы. Благодаря применяемым в зарубежном производстве технологиям, паркет у российских покупателей ассоциируется с качественным, дорогим, красивым и экологически чистым полом (в отличие от паркетной доски отечественного производства, которую массово укладывали в новостройки в 80-90-х годах прошлого столетия). 

Следствием этого стало преобладание на российском рынке импортной продукции - на сегодняшний день ее доля составляет три четверти от всего объема. Ряд зарубежных компаний стали задумываться о локализации производства на территории РФ, так в 2008 году был введен завод Karelia-UpofloorLtd в поселке Маклино Калужской области (потенциальный объем выпуска - 2 млн. кв.метров паркета год). Рост производственных мощностей, локализованных в России, компенсировал спад объемов выпуска отечественного паркета (отрицательная динамика которого отмечалась ещё с начала 90х годов).

Что касается общих показателей по рынку, то объем производства паркета в России в 2012 г. составил 3080 тыс. кв. м., что соответствует уровню предшествующего 2011 г. (прирост составил всего 0,4%). Два докризисных года в производстве паркета наблюдалась повышательная динамика, темпы роста составили в 2006 г. - 103,9%, в 2007 г. - 130,5%. В последующие годы наблюдались чередующиеся уменьшения и увеличения объемов производства - в 2008 г. и 2010 г. снижения составили соответственно 6,4% и 3,3%. Вопреки общим тенденциям спада в отрасли строительных материалов, в 2009 г. в производстве паркета был отмечен рост на 8,7% (более подробно см. Маркетинговое исследование. Рынок паркета).

Как можно понять из объема рынка и данных о производственных мощностях, компания «Карелия-Упофлор СиАйЭс» на сегодняшний день является крупнейшим производителем паркета в России. Относительно крупными производителями являются ЗАО «Ава Компани», ООО «Фишер-Паркет-Марка», ОАО «Нововятский лыжный комбинат» и ЗАО «Лес Экспорт», хотя они и значительно уступают лидеру.

Подводя итог, стоит отметить, что средний уровень жизни в РФ постепенно растет, поэтому в ближайшие годы ожидается умеренный рост спроса на качественные напольные покрытия. В данном случае, наиболее предпочтительным вариантом для потребителя является паркет. В связи с этим можно ожидать, что примеру Karelia-UpofloorLtd последуют и другие иностранные производители. Локализуя производства в РФ они смогут снизить себестоимость продукции, что в конечном итоге позволит получить на российском рынке максимальную прибыль.