Рынок плодово-ягодной продукции в России: Динамика производства замедляется

Овощи и фрукты 7 июля 2016

рынок плодово ягодной продукции

Фото: © icarmen13 / Bigstockphoto

Производство плодово-ягодной продукции (джемы, варенья, пюре и пр.) в 2015 году в России находилось на подъеме. Однако, еще в конце года темпы роста объемов замедлились. По результату периода январь-май 2016 года, тенденция продолжилась, но стабильный спрос на продукцию не позволил обернуть динамику в минус.

Российские предприятия показывают неустойчивую повышательную динамику производства джемов и варенья на протяжении последних 5 месяцев. Согласно исследованию рынка плодово-ягодной продукции, индекс производства к предыдущему месяцу был положительным на протяжении 3 месяцев из 5. Объем производства джемов и варенья в мае 2016 года в натуральном выражении вырос на 3% г/г. 

Джемы и варенья являются востребованным компонентов для производства продуктов питания - мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий, молочных изделий, и пр. Также инвестиционный спрос формируют предприятия общественного питания и рестораны. Все большую популярность в производстве имеют асептические плодово-ягодные начинки, являющиеся относительно новым продуктом на российском рынке, ранее поставляемые только из-за рубежа. Эти начинки не имеют в своем составе консервантов, упакованы в специальные асептические емкости.

По данным исследования, проведенного специалистами компании IndexBox, на протяжении последних лет производство асептических начинок активно развивается, главным образом путем создания производственных мощностей на территории России зарубежных компаний. Среди них - ООО "АГРАНА Фрут Московский регион", ООО "Цуегг Руссия", ООО "НаDO", - они же на данный момент являются главными производителями асептических начинок. В конце 2015 года производство аналогичной продукции запустила отечественная компания ООО "Ягоды Карелии". По словам представителя компании, объемы производства будут наращиваться по мере наличия спроса.

Динамика производства плодово-ягодной продукции в России

В августе 2014 года был введен запрет на ввоз свежих ягод и фруктов из стран ЕС и ряда других стран. Как следствие ограничения ввоза и возникшего ажиотажа на сырье для производства джемов и варенья, на рынке плодово-ягодной продукции произошел резкий рост цен. Так, объем производства продукции в стоимостном выражении по итогу 2014 году вырос более чем в 2 раза. В 2015 году ситуация с сырьем стабилизировалась, и объем производства в стоимостном выражении сократился на 38% г/г. 2016 год начался с роста цен, однако с наступлением высокого сезона, ситуация может стабилизироваться.

Объем производства плодово-ягодной продукции в России

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Центральный федеральный округ: в 1 кв. 2016 года там было произведено 59% от совокупного объема. На втором месте с долей 14% находится Приволжский федеральный округ, на третьем месте - Сибирский федеральный округ с долей 12%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 85% от российского объема производства в 1 кв. 2016 года. Ввод мощностей на предприятии ООО "Ягоды Карелии" остался пока незамеченным, однако в будущем можно ожидать увеличение доля Северо-Западного федерального округа.

Рынок плодово-ягодной продукции в России: география производства

В среднесрочной перспективе влияние на развитие отрасли будут оказывать восстановительные процессы в экономике, которые приведут к росту инвестиционной активности и рентабельности предприятий, оживлению потребительского спроса. Кроме того, совокупность мероприятий по развитию агропромышленного комплекса, реализуемых Правительством Российской Федерации в последние годы, будут способствовать интенсификации производства, улучшению количественных и качественных показателей отрасли, что, в свою очередь, отразится на конкурентоспособности продукции для обеспечения населения качественной линейкой продовольственных товаров и будет способствовать выходу отечественной продукции на зарубежные рынки сбыта.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок плодово-ягодной продукции