Рынок картофеля в России: господдержку почувствуют только 20% производителей
Растениеводство 23 декабря 201314 июля 2012 года была принята Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Как данная инициатива сможет повлиять на российский рынок картофеля?
Введенная Программа по развитию сельского хозяйства на 2013-2020 гг. предполагает путем финансовой, материальной и законодательной поддержки со стороны государства вывести сельское хозяйство на новый уровень. Бюджетные отчисления в 2013 году составляли 158,9 млрд. рублей, а к 2020 году эта сумма вырастет до 218 млрд. рублей. Используя различные механизмы, планируется достигнуть некоторых ключевых показателей, для картофеля это - общий валовый сбор, объем современных картофелехранилищ, рентабельность продукции, средняя номинальная зарплата работников сельхозорганизаций, собственная семенная база.
Целевой показатель по валовому сбору картофеля составляет 32 млн. тонн, согласно Продовольственной Доктрине российской федерации, на которую ссылается Программа. Такой показатель был достигнут лишь в 2011 году, и то, ввиду весьма благоприятных погодных условий и активной поддержки государства после «провального» лета 2010 года.
Согласно исследованию рынка картофеля, объем валового сбора в России на 1 ноября 2013 составлял 29,5 млн. тонн, что на 1,5% выше прошлогоднего результата и на 7,5% не дотягивает до «норматива». Общий показатель по урожаю был снижен из-за последствий наводнения на Дальнем Востоке, а также затяжных дождей в период уборочных работ в нескольких регионах Европейской части России.
Примечательно, что в 2013 году 83,2% картофеля собрано в хозяйствах населения, 10,4% в сельхозорганизациях, и 6,4% в фермерских хозяйствах. Таким образом, больше 4/5 всего картофеля было выращено и собрано «на огородах», как для внутреннего потребления, так и на продажу. Специфика хозяйств населения такова, что они редко имеют возможность соблюдать условия долговременного хранения картофеля и, если нет возможности сбывать излишки, часть урожая у них неизбежно пропадает. Эта категория хозяйств полностью децентрализована и действует исходя из своих узких, локальных интересов на микроуровне, в массе своей, тем не менее, сильно влияя на общие показатели. Огромную массу частных производителей никак нельзя заставить соблюдать плановые показатели без весомых стимулов.
Таким образом, основными бенефициариями Программы должны выступить профессионалы - сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства. С точки зрения повышения конкурентоспособности и стабильности отрасли это правильно, именно специализированная прослойка способна обеспечить необходимый технологический уровень, высокую урожайность, качественное хранение и сбыт картофеля. Но эта прослойка пока еще слишком мала, и ее рост ограничивается многими факторами.