Продажи новых легковых авто в России снижаются четвертый год подряд

Автомобилестроение и комплектующие 23 декабря 2016

Фото: © carroteater / Bigstockphoto

Рынок легоковых автомобилей может поддержать внутренний туризм.

В результате кризиса в структуре продаж легковых автомобилей увеличилась доля иностранных марок, собранных в России, пишут в специальном докладе эксперты Аналитического центра при Правительстве: если в 2013 году на них приходилось 26% стоимости розничных продаж, то в 2014-м - 29%, а в 2015-м - 33%.

Динамика продаж легковых автомобилей в 2008-2016 гг.

Вхождение в нынешний кризис для российского рынка легковых авто оказалось более плавным, чем это было в конце 2000-х. Увеличившись в 2008 году на 24%, в 2009-м продажи сократились на 50%, достигнув 1,47 млн шт. (здесь и далее - данные Ассоциации европейского бизнеса). Однако уже в 2010 году рынок вышел в рост: по итогам 12 месяцев продажи выросли на 30% (до 1,91 млн шт.). Благодаря росту в 2011 (39%) и 2012 гг. (11%) годовые продажи новых легковых автомобилей вернулись на докризисный уровень (2,94 млн шт.), после чего на рынке начался спад: в 2013 году продажи сократились на 5%, в 2014-м - на 10%, а в 2015-м - на 36% (до 1,6 млн шт.).

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России

В 2016 году рынок продолжил сжиматься: за январь-ноябрь продажи в годовом выражении сократились на 12% (до 1,28 млн шт.). Ключевая причина сохраняющейся негативной динамики - снижение реальных доходов населения, считают аналитики IndexBox (минус 3,2% в 2015 году; минус 5,8% за январь-ноябрь 2016 года). Кризис заставляет граждан откладывать дорогие покупки, пишут авторы доклада. В результате перспективы рынка легковых авто становятся менее оптимистичными, чем это казалось отраслевым экспертам еще несколько пару-тройку лет назад.

Парк автомобилей в России в 2008-2015

Прогноз развития рынка легковых авто до 2020 года

Так, если до кризиса аналитики консалтинговой компании BCG полагали, что к 2020 году годовые продажи вырастут до 3,5-4 млн шт., то в 2016-м они понизили прогноз до 1,9 млн шт. Схожий прогноз - 2,2 млн шт. к 2020 году - в феврале 2016 года дала и PwC. Поэтому в ближайшие годы России вряд ли удастся сократить отставание от развитых стран по среднедушевому показателю потребления легковых авто, полагают аналитики IndexBox (Таблица 3).

Парк легковых автомобилей в зарубежных странах и РФ в 2014

В ближайшие годы отрасль может поддержать внутренний туризм с использованием автотранспорта, считают авторы доклада. В 2015 году на фоне сокращения зарубежных туристических поездок (на 19,9% до 34,4 млн против 42,9 млн в 2014-м) их число внутри России увеличилось на 20% до 50 млн (данные Аналитического центра при Правительстве).

Однако до выхода экономики из кризиса спрос будет оставаться низким, заключают аналитики IndexBox: поэтому правительству придется и дальше стимулировать его за счет программ льготного автокредитования.