Как кризис отразился на российской внешней торговле?

Нефть и нефтепродукты 28 ноября 2016

Фото: © urbanraven / Bigstockphoto

За первые два года кризиса внешний товарооборот России сократился более чем на треть, однако структура экспорта и импорта почти не изменилась.

Из-за девальвации рубля и продовольственного эмбарго долларовая стоимость импорта России за 2013-2015 гг. сократилась более чем на 40% - с $315 до $182,7 млрд, пишут эксперты Аналитического центра при Правительстве в специальном выпуске Бюллетеня социально-экономического кризиса. Падение же цен на нефть стало ключевой причиной уменьшения российского экспорта на одну треть (с $527,3 до $343,4 млрд).

Тот же фактор привел к снижению доли минеральных продуктов в долларовой стоимости экспорта (с 71 до 64%), при том что в натуральном выражении поставки большинства видов энергоресурсов за рубеж за этот период выросли: нефти - на 3% (с 237 до 244 млн т), нефтепродуктов - на 13,2% (со 152 до 172 млн т), угля - на 10,1% (со 139 до 153 млн т). Внешние поставки газа, наоборот, снизились (со 196 до 185 млрд куб. м), однако сырье продолжает играть ключевую роль в российском экспорте.

Товарная структура внешней торговли России в 2013-2015 гг

Кризис слабо повлиял на структуру импорта: доля машин и оборудования незначительно снизилась (с 48,5 до 44,8%), тогда как доля химической продукции и продовольствия немного выросла - с 15,9 до 18,6% и с 13,7 до 14,5% соответственно. Практически не изменилась и география внешней торговли: за 2013-2015 гг. доля стран дальнего зарубежья выросла и в экспорте (с 86 до 86,9%), и в импорте России (с 87,7 до 88,5%), тогда как доля СНГ пропорционально снизилась.

Географическая структура внешней торговли России

Более значимые сдвиги в структуре товарооборота заметны в длительной ретроспективе, отмечают аналитики IndexBox. Иллюстрацией тому может служить сравнение потоков импорта и экспорта в предкризисные 1997 и 2013 гг. На долю минеральных ресурсов в 1997 году приходилось 48,3% долларовой стоимости российского экспорта ($41,1 из $85,5 млрд - данные Росстата), тогда как в 2013-м - 71,3% ($375,8 из $527,3 млрд). Этот прирост связан с увеличением экспорта нефти (с 123,3 до 236,6 млн т), нефтепродуктов (с 60,6 до 151,6 млн т) и угля (с 23,1 до 139 млн т), которого удалось достичь за счет проведенной в 1990-е демонополизации и приватизации нефтяной и угольной отраслей.

В структуре импорта доля машин, оборудования и транспортных средств за 1997-2013 гг. выросла с 35,2% ($18,7 из $53,1 млрд) до 48,5% ($152,8 из $315 млрд), что было вызвано как увеличением числа ввезенных легковых автомобилей (c 202,5 тыс. до 894,1 тыс. штук), так и наращиванием импорта инвестиционных товаров, которые используются предприятиями в производственных процессах. К 2015 году доля машин, оборудования и транспортных средств в импорте снизилась до 44,8%, однако уже по итогам 2016 года этот показатель может снова вырасти, полагают аналитики IndexBox. Если в конце 2015 года на долю импорта приходилось 15% товарооборота автотранспортных средств, то по итогам третьего квартала - уже более 30% (здесь и далее - данные Института Гайдара). В товарообороте же машин и оборудования доля импорта выросла с менее чем 30% в первом квартале 2016 года до более чем 40% в квартале третьем. 

Совокупный импорт нынешней осенью также стал увеличиваться, констатируют аналитики IndexBox: в сентябре в сравнении с аналогичным периодом прошлого года его объем вырос на 13%, достигнув $18,4 млрд, а в октябре - на 7,9% (до $18,2 млрд). Главная причина тому - укрепление рубля: если в январе 2016 года среднемесячный курс доллара составлял 77,9 руб./долл., то в октябре - 62,6 руб./долл. (данные ЦБ РФ). В условиях частичной ревальвации розничные и промышленные потребители все больше отдают предпочтение импорту, заместить который в долгосрочной перспективе удастся только при том условии, что российская продукция не будет уступать зарубежной по соотношению цены и качества. А для этого предпринимателям нужны гарантии прав собственности, макроэкономическая стабильность и низкие налоги на труд. В противном случае эффект импортозамещения будет носить лишь краткосрочный характер.


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.