Рынок каната и канатных изделий в России на веревочке

Текстиль, ткани и пряжа 29 января 2015
Автор статьи: Юлия Яцина

рынок каната

Российское производство канатов и канатных изделий, начиная с 2012 года, демонстрирует отрицательную динамику. В кризисный 2014 год положение в отрасли только продолжило ухудшаться. Какие меры были предприняты в прошедшем году для стимулирования российского производства канатов и смогут ли они положительно повлиять на общее состояние рынка?

Российская легкая промышленность в настоящее время развивается в рамках государственной политики импортозамещения, что затрагивает, в том числе, и производство канатов и канатных изделий. Одной из мер, предпринятых в этом направлении, стало принятие Постановления №791 от 11 августа 2014 года "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд". В приложении к постановлению указан перечень товаров, попадающих под его действие: к нему относится и категория "Канаты, веревки, шпагат и сети". Согласно информации, размещенной на официальном сайте Правительства России, "документ направлен на поддержку российских производителей товаров легкой промышленности в рамках адаптации отдельных отраслей российской экономики при вступлении России в ВТО и служит повышению качества поставляемых для государственных нужд материалов и комплектующих".

По результатам маркетингового исследования, проведенного компанией IndexBox, общий объем производства канатов в 2013 году составил 5920 т, что на 5% ниже уровня 2012 года. Доля отечественной продукции на российском рынке канатов и канатных изделий составляет всего лишь 21,8% в натуральном выражении.

Таким образом, поддержка легкой промышленности, в том числе отрасли производства канатов, шпагата, веревок и сетей, сможет помочь стимулировать отечественное производство, которое в настоящее время занимает небольшую долю на российском рынке и, начиная с 2012 года, постоянно снижает свои показатели. Некоторые отечественные производители канатов за последние годы были вынуждены закрыть свое производство: так поступил "Оскол Канат", который ранее занимал одну из лидирующих позиций среди российских предприятий по производству канатных изделий. В то же время колебания курса валют и снижение платежеспособности промышленных предприятий может снизить спрос на импортные канатные изделия на фоне роста цен на данную продукцию.

Экспортоориентированность российских предприятий поможет им пережить кризисный период в российской экономике, связанный с общим спадом промышленного производства и падением спроса на канатную продукцию на внутреннем рынке.

Тем не менее, доля экспорта в объеме отечественного производства за период с 2010 по 2014 годы постоянно снижалась, что является негативной тенденцией на рынке.

В связи с нестабильной ситуацией на сырьевом рынке один из ведущих российских производителей канатов ОАО "Канат" (Коломна) принял решение повысить цены на свою продукцию с 12 января 2015 года. При этом предыдущее повышение цен на канаты и веревки из хлопчатобумажных нитей состоялось 10 декабря 2014 года и составило 5%. ОАО "Канат" (Дзержинск) также производит повышение цен на свою продукцию: с 1 января 2015 года действует новый прайс-лист на синтетические канаты, с 14 января 2015 года - на декоративные канаты.

Предприятиям, производящим канаты и канатные изделия удерживать уровень спроса на свою продукцию в условиях повышения цен и снижения спроса возможно благодаря наличию широкого ассортимента продукции, которая находит для себя сферу применения в самых различных отраслях. ОАО "Канат" (Коломна) выпускает канаты, предназначенные для агропромышленного комплекса, спорта и туризма, промышленного альпинизма, рыболовства и судоходства. Также в ассортименте компании представлена продукция индустриального и бытового назначения. В ОАО "Канат" (Дзержинск) также представлен широкий ассортимент канатов различного назначения, при этом на предприятии принимают меры для дальнейшего расширения линейки своей продукции. Так, в декабре 2014 года начало производство полипропиленового шпагата, упакованного в клубки по 60, 100, 200 метров для розничной и сетевой продажи. 

Рынок каната и канатных изделий: соотношение импортной и отечественной продукции