Мазут под давлением

Нефть и нефтепродукты 28 мая 2014

производство мазута

Министерство экономического развития РФ сообщило об изменениях ставок экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты на период с 1 по 30 июня 2014 года. Пошлина на экспорт российской нефти с 1 июня 2014 года вырастет на $8,9 до $385,0 за тонну, следует из средней цены мониторинга и налогового маневра, предусмотренного с 2014 года. Ставки на темные и светлые нефтепродукты (кроме бензина) также вырастут до $254,1. Так текущие изменения влияют на рынок мазута?

Производство мазута российскими НПЗ является традиционно избыточным - при текущих объеме и глубине нефтепереработки физический выход мазута превышает потребности внутреннего рынка в несколько раз. Так, в 2013 году было переработано 271,9 млн. тонн нефти, а выход мазута составил 77,4 млн. тонн. За 1 квартал 2014 года было переработано 70,4 млн. тонн нефти, а выход мазута - свыше 20,7 млн. тонн, что на 7% выше аналогичного показателя 2013 года. При этом годовое потребление мазута на внутреннем рынке, по данным IndexBox, составляет более 14 млн. тонн. В связи с этим, экспорт мазута является, наряду с экспортом сырой нефти, основной статьей доходов большинства российских НПЗ. Доля экспорта в объеме производства, по состоянию на 2013 год, превышает 80%.

В производстве мазута лидирует ОАО "НК «Роснефть", на долю которой приходится около 33%. Далее по убыванию доли следуют ОАО "Лукойл" (13,5%), ОАО "Сургутнефтегаз" (10,9%), ОАО "Газпромнефть" (8,1%), ОАО "НГК «Славнефть" (6,5%), ОАО "АНК "Башнефть" (4,0%) и др.

До 2011 года, при ставке экспортной пошлины мазута в размере 35% от нефтяной пошлины до 90% произведенного мазута уходило за рубеж. Для стимулирования вторичной переработки нефти, а также для наполнения бюджета, в октябре 2011 года был принят налоговый режим "60-66", согласно которому, экспортная пошлина на темные нефтепродукты (включая мазут) выросла до 66% от нефтяной. А с 2015 года запланировано еще одно повышение экспортной пошлины на темные нефтепродукты до 100% от нефтяной пошлины. Как и прежде, такое давление на «темных» обусловлено, с одной стороны, стремлением повысить глубину переработки нефти (% выхода светлых нефтепродуктов), с другой стороны присутствует фискальный интерес государства.

Однако этим дело не закончилось: ввиду необходимости срочного наполнения бюджета с 2014 года дополнительно осуществляется, так называемый, «налоговый маневр», согласно которому экспортная пошлина на сырую нефть планомерно замещается повышением внутреннего налога на добычу нефти (в долгосрочных планах - полная замена экспортной пошлины внутренними налогами). Нефтепереработка же стимулируется за счет снижения экспортной пошлины на светлые нефтепродукты (с 66% в 2013 году до 61% в 2016 году).

Мазут, как темный нефтепродукт, при исполнении всех вышеуказанных мероприятий проигрывает дважды, дорожая вместе с нефтью (за счет НДПИ), и "получая" заградительную пошлину в размере от 100% пошлины на экспорт нефти (что увеличит сборы с мазута почти в 1,5 раза).

Таким образом, в области тарифного регулирования нефтяной области складываются две противоположные позиции. С одной стороны государство стремится увеличить выход светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) и одновременно не потерять доходы от "нефтянки". С другой стороны производители, часть из которых "кормится" за счет экспорта мазута, с резким повышением его себестоимости и экспорта начнут балансировать на грани рентабельности производства. Представители компаний уже заявили о том, что эти меры сильно ударят по их финансовому состоянию и лишат возможности инвестировать в модернизацию мощностей. Наиболее устойчивыми в этой ситуации окажутся только вертикально-интегрированные компании.

Одним из ожидаемых "ответов" НПЗ на усилившееся фискальное давление на отрасль станет снижение объемов нефтепереработки (за счет выбытия части мелких и средних НПЗ и оптимизации объемов добычи на крупных НПЗ).

Текущая "налоговая круговерть" и позиция государства явно дают понять, что фискальное давление не ослабеет. Для малых и небольших нефтяных компаний это очередной повод задуматься о своих перспективах. Крупные игроки, скорее всего, найдут способ минимизировать свои убытки и найти "налоговый компромисс" за счет мощного лобби.