Мазут под давлением

Нефть и нефтепродукты 28 мая 2014

производство мазута

Министерство экономического развития РФ сообщило об изменениях ставок экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты на период с 1 по 30 июня 2014 года. Пошлина на экспорт российской нефти с 1 июня 2014 года вырастет на $8,9 до $385,0 за тонну, следует из средней цены мониторинга и налогового маневра, предусмотренного с 2014 года. Ставки на темные и светлые нефтепродукты (кроме бензина) также вырастут до $254,1. Так текущие изменения влияют на рынок мазута?

Производство мазута российскими НПЗ является традиционно избыточным - при текущих объеме и глубине нефтепереработки физический выход мазута превышает потребности внутреннего рынка в несколько раз. Так, в 2013 году было переработано 271,9 млн. тонн нефти, а выход мазута составил 77,4 млн. тонн. За 1 квартал 2014 года было переработано 70,4 млн. тонн нефти, а выход мазута - свыше 20,7 млн. тонн, что на 7% выше аналогичного показателя 2013 года. При этом годовое потребление мазута на внутреннем рынке, по данным IndexBox, составляет более 14 млн. тонн. В связи с этим, экспорт мазута является, наряду с экспортом сырой нефти, основной статьей доходов большинства российских НПЗ. Доля экспорта в объеме производства, по состоянию на 2013 год, превышает 80%.

В производстве мазута лидирует ОАО "НК «Роснефть", на долю которой приходится около 33%. Далее по убыванию доли следуют ОАО "Лукойл" (13,5%), ОАО "Сургутнефтегаз" (10,9%), ОАО "Газпромнефть" (8,1%), ОАО "НГК «Славнефть" (6,5%), ОАО "АНК "Башнефть" (4,0%) и др.

До 2011 года, при ставке экспортной пошлины мазута в размере 35% от нефтяной пошлины до 90% произведенного мазута уходило за рубеж. Для стимулирования вторичной переработки нефти, а также для наполнения бюджета, в октябре 2011 года был принят налоговый режим "60-66", согласно которому, экспортная пошлина на темные нефтепродукты (включая мазут) выросла до 66% от нефтяной. А с 2015 года запланировано еще одно повышение экспортной пошлины на темные нефтепродукты до 100% от нефтяной пошлины. Как и прежде, такое давление на «темных» обусловлено, с одной стороны, стремлением повысить глубину переработки нефти (% выхода светлых нефтепродуктов), с другой стороны присутствует фискальный интерес государства.

Однако этим дело не закончилось: ввиду необходимости срочного наполнения бюджета с 2014 года дополнительно осуществляется, так называемый, «налоговый маневр», согласно которому экспортная пошлина на сырую нефть планомерно замещается повышением внутреннего налога на добычу нефти (в долгосрочных планах - полная замена экспортной пошлины внутренними налогами). Нефтепереработка же стимулируется за счет снижения экспортной пошлины на светлые нефтепродукты (с 66% в 2013 году до 61% в 2016 году).

Мазут, как темный нефтепродукт, при исполнении всех вышеуказанных мероприятий проигрывает дважды, дорожая вместе с нефтью (за счет НДПИ), и "получая" заградительную пошлину в размере от 100% пошлины на экспорт нефти (что увеличит сборы с мазута почти в 1,5 раза).

Таким образом, в области тарифного регулирования нефтяной области складываются две противоположные позиции. С одной стороны государство стремится увеличить выход светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, керосин) и одновременно не потерять доходы от "нефтянки". С другой стороны производители, часть из которых "кормится" за счет экспорта мазута, с резким повышением его себестоимости и экспорта начнут балансировать на грани рентабельности производства. Представители компаний уже заявили о том, что эти меры сильно ударят по их финансовому состоянию и лишат возможности инвестировать в модернизацию мощностей. Наиболее устойчивыми в этой ситуации окажутся только вертикально-интегрированные компании.

Одним из ожидаемых "ответов" НПЗ на усилившееся фискальное давление на отрасль станет снижение объемов нефтепереработки (за счет выбытия части мелких и средних НПЗ и оптимизации объемов добычи на крупных НПЗ).

Текущая "налоговая круговерть" и позиция государства явно дают понять, что фискальное давление не ослабеет. Для малых и небольших нефтяных компаний это очередной повод задуматься о своих перспективах. Крупные игроки, скорее всего, найдут способ минимизировать свои убытки и найти "налоговый компромисс" за счет мощного лобби.


Рекомендации

Аналитический обзор мировой торговли на рынке готовых присадок к нефтепродуктам

20 000 руб.

Европейский союз: Рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Анализ и прогноз до 2020 года

89 900 руб.

Мировой рынок готовых присадок к нефтепродуктам. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в США. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок готовых присадок к нефтепродуктам в Китае. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз

89 900 руб.

Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование Рынок дизельного топлива. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование Рынок бензина (автомобильного топлива для бензиновых двигателей). Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок битумов. Маркетинговое исследование Рынок битумов. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок мазута. Маркетинговое исследование Рынок мазута. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок автомасел. Маркетинговое исследование Рынок автомасел. Маркетинговое исследование

39 900 руб.