Рынок прохладительных напитков идет в рост

Безалкогольные напитки 3 августа 2016

рынок прохладительных напитков

Фото: © SCPhotog / Bigstockphoto

По итогам первого полугодия 2016 года можно отметить, что производство прохладительных напитков в России преодолело свое минимальное значение, и в настоящий момент характеризуется устойчивой восстановительной динамикой.

Уровень выпуска газированных прохладительных напитков (лимонадов, тархунов, но также и брендированной продукции Coca-Cola и PepsiCo) в текущем году заметно превысил показатели прошлогодней давности. За первое полугодие 2016 года объем их производства в натуральном выражении вырос на 3,6% г/г. Заметим, что в 2015 и в 2014 гг. рынок газированных напитков несколько сокращался.

По результатам анализа рынка прохладительных напитков в России, проведенного аналитиками IndexBox Russia, сокращение выпуска было вызвано падением спроса: реальные доходы населения по итогам 2015 года упали на 4% г/г, дополнительно ситуацию осложнило не слишком жаркое лето. В 2016 году году крупные компании значительно усилили свою маркетинговую активность, с чем отчасти связан текущий рост потребления. Вместе с тем, как пояснили в отделе контроля качества ОАО «Нарзан», механизм происходящего на рынке прохладительных напитков чуть сложнее: помимо транснациональных концернов розливом прохладительных напитков занимается большинство производителей минеральной воды и сотни пивобезалкогольных заводов. Для обеих групп предприятий лимонады играют роль дополнительной позиции в ассортименте, которая должна стабилизировать падающую в кризис выручку. Особенно актуально это для пивоваров, испытывающих шок из-за очередного роста акцизов и запрета на продажу алкоголя в двухлитровых пластиковых бутылках. Например, завод «Томское пиво» совсем недавно запустил линейку газировок «Диво».

Динамика производства прохладительных напитков в России

Динамика производства прохладительных напитков в РФ

По данным Росстата, за январь - июнь 2016 года розничные цены на сладкую газировку оказались в среднем на 9% выше г/г. Вместе с тем, в существующих условиях производители далеко не всегда имеют возможность увеличить свою выручку от продаж.

Объем производства прохладительных напитков в России

Объем производства прохладительных напитков

Основные производители прохладительных напитков в России

По данным директора по маркетингу ОАО «МЕРКУРИЙ» Виталия Щучкина, к явным лидерам рынка прохладительных напитков можно отнести ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ», ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС», ООО «ПК «АКВАЛАЙФ» (бренд Черноголовка) и ЗАО «Аквалайн» (Эльбрус). Из числа известных компаний сладкую газировку выпускают такие производители минералки, как ООО «ИДС БОРЖОМИ», ОАО «НАРЗАН», ОАО «МЕРКУРИЙ», ООО «ФОНТЕ АКВА», а также пивные заводы ОАО «ДЕКА» (Великий Новгород, известен квасом «Никола»), ОАО «ЖИГУЛЕВСКОЕ ПИВО» (Самара), ОАО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД», ОАО «БАРНАУЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» (Алтайский край) и многие другие.

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: во 2 кв. 2016 года там был произведен 21 млн. декалитров прохладительных напитков, что составляет 20,3% от совокупного объема. На втором месте с долей 15,8% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Сибирский федеральный округ с долей 13,5%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 49,7% от российского производства в 2 кв. 2016 года. По мнению специалистов компании IndexBox, региональная структура производства прохладительных напитков в целом соответствует размещению населения, что указывает на почти повсеместный характер их производства.

Рынок прохладительных напитков: география производства

Структура производства прохладительных напитков по федеральным округам РФ

Российский рынок сладких прохладительных напитков к настоящему моменту в целом сложился. На нем присутствует большинство мультинациональных брендов, несколько независимых российских компаний, а также множество мелких игроков. Вместе с тем, сохраняется и определенный потенциал его роста, пусть и меньшими темпами. Он связан с дальнейшим ростом потребительских стандартов и модернизацией образа жизни.

Источники:
Маркетинговое исследование. Рынок сладких прохладительных напитков
Исследование потребителей сладких прохладительных напитков. Покупательское поведение и предпочтения


Рекомендации

Рынок минеральной бутилированной воды. Маркетинговое исследование Рынок минеральной бутилированной воды. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок кваса. Маркетинговое исследование Рынок кваса. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Рынок цикория. Маркетинговое исследование Рынок цикория. Маркетинговое исследование

39 900 руб.

Европейский союз: Рынок плодово-ягодных и овощных соков. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок концентрированных фруктовых и овощных соков. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок неконцентрированных фруктовых и овощных соков. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок кофе (без кофеина и жареного). Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок кофейных экстрактов, эссенций и концентратов. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок чая. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.

Европейский союз: Рынок минеральной и газированной воды. Анализ и прогноз до 2025 года

89 900 руб.