Рынок прохладительных напитков идет в рост

Безалкогольные напитки 3 августа 2016

рынок прохладительных напитков

Фото: © SCPhotog / Bigstockphoto

По итогам первого полугодия 2016 года можно отметить, что производство прохладительных напитков в России преодолело свое минимальное значение, и в настоящий момент характеризуется устойчивой восстановительной динамикой.

Уровень выпуска газированных прохладительных напитков (лимонадов, тархунов, но также и брендированной продукции Coca-Cola и PepsiCo) в текущем году заметно превысил показатели прошлогодней давности. За первое полугодие 2016 года объем их производства в натуральном выражении вырос на 3,6% г/г. Заметим, что в 2015 и в 2014 гг. рынок газированных напитков несколько сокращался.

По результатам анализа рынка прохладительных напитков в России, проведенного аналитиками IndexBox Russia, сокращение выпуска было вызвано падением спроса: реальные доходы населения по итогам 2015 года упали на 4% г/г, дополнительно ситуацию осложнило не слишком жаркое лето. В 2016 году году крупные компании значительно усилили свою маркетинговую активность, с чем отчасти связан текущий рост потребления. Вместе с тем, как пояснили в отделе контроля качества ОАО «Нарзан», механизм происходящего на рынке прохладительных напитков чуть сложнее: помимо транснациональных концернов розливом прохладительных напитков занимается большинство производителей минеральной воды и сотни пивобезалкогольных заводов. Для обеих групп предприятий лимонады играют роль дополнительной позиции в ассортименте, которая должна стабилизировать падающую в кризис выручку. Особенно актуально это для пивоваров, испытывающих шок из-за очередного роста акцизов и запрета на продажу алкоголя в двухлитровых пластиковых бутылках. Например, завод «Томское пиво» совсем недавно запустил линейку газировок «Диво».

Динамика производства прохладительных напитков в России

Динамика производства прохладительных напитков в РФ

По данным Росстата, за январь - июнь 2016 года розничные цены на сладкую газировку оказались в среднем на 9% выше г/г. Вместе с тем, в существующих условиях производители далеко не всегда имеют возможность увеличить свою выручку от продаж.

Объем производства прохладительных напитков в России

Объем производства прохладительных напитков

Основные производители прохладительных напитков в России

По данным директора по маркетингу ОАО «МЕРКУРИЙ» Виталия Щучкина, к явным лидерам рынка прохладительных напитков можно отнести ООО «КОКА-КОЛА ЭЙЧБИСИ ЕВРАЗИЯ», ООО «ПЕПСИКО ХОЛДИНГС», ООО «ПК «АКВАЛАЙФ» (бренд Черноголовка) и ЗАО «Аквалайн» (Эльбрус). Из числа известных компаний сладкую газировку выпускают такие производители минералки, как ООО «ИДС БОРЖОМИ», ОАО «НАРЗАН», ОАО «МЕРКУРИЙ», ООО «ФОНТЕ АКВА», а также пивные заводы ОАО «ДЕКА» (Великий Новгород, известен квасом «Никола»), ОАО «ЖИГУЛЕВСКОЕ ПИВО» (Самара), ОАО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД», ОАО «БАРНАУЛЬСКИЙ ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД» (Алтайский край) и многие другие.

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: во 2 кв. 2016 года там был произведен 21 млн. декалитров прохладительных напитков, что составляет 20,3% от совокупного объема. На втором месте с долей 15,8% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Сибирский федеральный округ с долей 13,5%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 49,7% от российского производства в 2 кв. 2016 года. По мнению специалистов компании IndexBox, региональная структура производства прохладительных напитков в целом соответствует размещению населения, что указывает на почти повсеместный характер их производства.

Рынок прохладительных напитков: география производства

Структура производства прохладительных напитков по федеральным округам РФ

Российский рынок сладких прохладительных напитков к настоящему моменту в целом сложился. На нем присутствует большинство мультинациональных брендов, несколько независимых российских компаний, а также множество мелких игроков. Вместе с тем, сохраняется и определенный потенциал его роста, пусть и меньшими темпами. Он связан с дальнейшим ростом потребительских стандартов и модернизацией образа жизни.

Источники:
Маркетинговое исследование. Рынок сладких прохладительных напитков
Исследование потребителей сладких прохладительных напитков. Покупательское поведение и предпочтения