Рынок листового стелка в России: Выживут ли производители?

Стекло и стекловолокно 27 марта 2014

рынок листового стекла, рынок стекла

Российский рынок листового стекла в 2013 году пополнился двумя новыми заводами - в Ростовской области и Дагестане. Еще 3 завода готовятся к открытию до 2015 года. И все это на фоне сокращающегося строительного рынка, закрытия производств в Европе и Китае, ограничения казахского рынка сбыта в связи со строительством собственного завода. Как вести себя производителям в условиях жесткой конкуренции?

На российском рынке листового стекла работают 7 "атлантов" - заводы покрывают до 85-90% общей потребности в этой продукции. Структурно, по происхождению учредителей, только 2 производства принадлежат россиянам, остальные 5 входят в иностранные холдинги - Guardian, Asahi, Pilkington.

Таблица. Крупнейшие компании по объемам производства листового стекла в январе-сентябре 2013 г.

Холдинг Краткое наименование Регион Объем производства, тыс. кв.м
Концерн AGC Эй Джи Си Флэт Гласс Клин Московская область 33 511,0
Эй Джи Си Бсз Нижегородская область 25 514,5
Концерн Guardian Гардиан Стекло Ростов Ростовская область 21 563,0
Гардиан Стекло Рязань Рязанская область 18 578,0
 - СалаватСтекло Башкирия 28 757,0
 - СаратовСтройСтекло Саратовская область 28 455,1
Pilkington Пилкингтон Гласс Московская область 17 145,9

 

Несложно понять, что эти пять предприятий находятся на совершенно ином экономическом положении как по объему инвестиций, так и по позиционированию продукции. Кроме того, заводы этих концернов оснащены современной производственной и технологической базой.

Именно в этих ресурсах кроется настоящая проблема российских предприятий: устаревшие мощности, повышенное энергопотребление и “рядовая” продукция делают их листовое стекло практически неконкурентоспособным.

“…Угроза закрытия стоит не только для небольших заводов, но также и для крупных производств. Себестоимость продукции заметно выросла за последние 5 лет из-за тарифной политики естественных монополий, а усилившаяся конкуренция заставляет снижать цены и иногда работать без прибыли. Отсюда вывод: продолжительность работы предприятия зависит от того, насколько долго оно сможет работать в убыток”, - сообщил в разговоре со специалистом IndexBox представитель компании ОАО ”СаратовСтройСтекло”.

Проблема сбыта продукции крайне остро стоит для отечественных предприятий:

1) мощности работают более, чем на 80%, снизить их без больших финансовых потерь не представляется возможным ввиду технологического аспекта (остановка печи и повторный ее розжиг);

2) основные отрасли потребления – строительство и автомобилестроение в настоящее время не испытывают большой потребности в листовом стекле. Точнее, потребность есть, но увеличиваться темпами расширения мощностей она не может.

В итоге, возникает кризис перепроизводства и, как следствие, обострение конкурентной борьбы. Накаляет обстановку и казахский рынок.

По данным исследования IndexBox, в 2011-2012 гг. поставки в эту страну составляли 45-50% российского экспорта, к 2015 году встает угроза закрытия этого рынка сбыта: в сентябре 2013 года Казахстан подписал соглашение с Китаем о строительстве стекольного завода и запуске его в 2015 году. Таким образом, Казахстан сможет обеспечивать продукцией не только себя, но и осуществлять поставки в Россию и страны Центральной Азии.

В итоге, к настоящему моменту российский рынок оказался пересыщен продукцией, конкуренция между основными участниками усилилась. В результате этой борьбы с рынка уйдут несколько предприятий. Произойдет перераспределение рыночных долей, где основным инструментом станет активизация маркетинговой деятельности. Акцент сместится в сторону расширения и оптимизации рынков сбыта, повышения лояльности региональных партнеров.

Устаревшие мощности, повышенное энергопотребление и «рядовая» продукция делают листовое стекло российских предприятий практически неконкурентоспособным.

Рынок листового листа в России: структура по производству