Рынок кофе в России превысит 60 тыс. тонн по итогам 2018 года
Безалкогольные напитки 2 октября 2018По данным исследования Индексбокс Маркетинг, рынок кофе почти не затронули кризисные явления в экономике, и объем потребления стремился к росту на протяжении 2013-2017 гг., достигнув показателей в 59,4 тыс. т на рынке натурального кофе и 120,2 тыс. т на рынке растворимого кофе в 2017 г.
В России активному становлению рынка способствовали активные рекламные кампании и развитие новых форматов торговли напитками (вендинг, интернет-торговля, сервисы, доставляющие кофе в офис, и др.). Сегмент общественного питания также увеличивает потребление, в которой в последние годы особой популярностью стали пользоваться кофейни.
Так как на территории России кофе не произрастает ввиду неподходящих климатических условий, под отечественным производством кофе понимается обработка импортных необжаренных зерен, на ввоз которых нет пошлин в отличие от уже обжаренных зерен и готовой продукции. Все это делает рынок кофе привлекательным как для российских, так и для иностранных компаний.
Таким образом, российский рынок кофе состоит из обработанного в России зеленого кофе более чем на 50%, другая часть рынка представлена иностранной продукцией.
На экспорт в 2017 году было поставлено порядка 15,4% натурального кофе и 21,3% растворимого кофе от общего объема произведенной продукции, главным образом на Украину, в страны СНГ и в Германию.
Объем видимого потребления рынка кофе
Российский рынок натурального кофе демонстрирует положительную динамику на протяжении 2013-2018 гг., увеличивается как объем импорта, так и собственное производство на основе импортного сырья, кризис с 2014 г. лишь замедлил его рост.
В стоимостном выражении рынок показал скачок на 44% в 2015 г., что отражает рост розничных цен на натуральный кофе (на 34% по сравнению с 2014 г.). В условиях отсутствия реальных доходов и увеличения цены население не стало ограничивать потребление кофе. Ускоренные темпы роста этого сегмента указывают на изменение потребительских предпочтений в сторону более качественной продукции. Несмотря на относительно невысокую цену натурального кофе по сравнению с растворимым, выход напитка получается меньше, а сам процесс приготовления более затратен по времени, и требует сопутствующего оборудования (кофеварки, турки и др.).
На рынке растворимого кофе так же можно проследить положительную динамику, за исключением 2015 г., когда при сокращении импорта и относительно небольшом увеличении объемов производства экспорт увеличился на 25%. На низкий темп роста производства в 2015 г. стали оказывать влияние тренд на правильное питание. В стоимостном выражении динамика повторяет тенденции сегмента натурального кофе.
Следует отметить, что в 2015 г. Россия стала членом Международной организации по кофе.
В среднесрочной перспективе ожидается сокращение импорта готового продукта с ориентацией на увеличение отечественного производства ввиду дальнейшего развития рынка кофе и освоения новых технологий приготовления кофе. При этом, в структуре потребления возможны сдвиги внутри вида в сторону менее дорогих марок, однако доля потребителей, переходящих на другие бренды, невелика, так как рынку кофе присуща высокая степень лояльности.
Объем видимого потребления электрических трансформаторов в РФ, 2013-2017 (О) гг., прогноз до 2025 года, млн шт.
Структура рынка кофе: производство, экспорт, импорт, потребление
Большая доля импорта на отечественном рынке кофейной продукции весьма объективна ввиду полного отсутствия сырьевой базы. Однако наблюдается тенденция по увеличению собственного производства (обжарки кофейных зерен) .
Кофе на территории России не растет, и отечественные производители занимаются только его обработкой и обжаркой. Поэтому отечественная продукция на рынке кофе на 2017 г. имеет долю в 60% и 58% для обжаренных кофейных зерен и молотого кофе и растворимого кофе соответственно.
Начиная с 2006 года, когда ввозная пошлина на зеленый кофе была отменена, производство готового кофе на территории РФ стало более рентабельным, чем импорт, из-за чего рынок является привлекательным как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.
Однако стоит отметить, что благодаря активной рекламной кампании, которая позиционирует зеленый кофе как полезный продукт и действенное средство для похудения, такие кофейные зерна стали пользоваться большим спросом у потребителей, которые употребляют необжаренные зерна или приобретают их для самостоятельной обработки.
На рынке растворимого кофе так же преобладает отечественная продукция, доля которой на 2017 г. составила 58%.
Динамика и структура рынка кофейных зерен и молотого кофе в 2013-2018(О) гг. и прогноз до 2025 г., тыс. т (в рамках базового сценария развития)
Структура потребления по федеральным округам
В 2016 году наибольшую долю в структуре потребления кофейной продукции занимали Центральный и Приволжский ФО (26,7% и 19,9% соответственно). Далее следуют Сибирский ФО с долей в 13,2% и Южный ФО с долей в 11,2%. Данная структура формируется в основном за счет потребностей Центрального и Приволжского ФО, роста количества населения и платежеспособного спроса.
По итогам 2017 года значительных изменений в структуре потребления не наблюдается: лидерами остаются Центральный и Приволжский ФО (26,7% и 20,2% соответственно).
Структура потребления кофейной продукции по федеральным округам в 2013-2018(О) гг.
Рынок кофе: Прогноз развития
В среднесрочной перспективе ожидается рост рынка со среднегодовыми темпами 2-3%. Основными факторами, оказывающими воздействие на развитие рынка, являются урожайность кофейных зерен и цены на них. Население не отказывает себе в потреблении напитка даже в кризисные периоды, поэтому изменения в реальном располагаемом доходе могут повлечь за собой лишь структурные сдвиги из-за перехода потребителей на более дешевую продукцию.