Рынок консервных банок в России: Объем производства в январе-апреле 2016 сократился на 12%
Тара и упаковка 15 июня 2016Фото: © grynold / Bigstockphoto
Производство консервных банок в РФ сокращается с 2015 года. Согласно исследованию рынка консервных банок, в январе-апреле 2016 года произведено на 122 млн. шт. меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.
Металлические консервные банки изготовляют главным образом из белой жести - тонкого листового железа, с обеих сторон покрытого слоем олова. На некоторых предприятиях недавно начали изготовлять банки из листового алюминия.
Российские предприятия показывают разнонаправленную динамику производства консервных банок из черных металлов на протяжении последних 4 месяцев. Индекс производства к предыдущему месяцу был отрицательным на протяжении 2 месяцев из 4. Объем производства в январе - апреле 2016 года в натуральном выражении сократился на 12% г/г.
Совокупное падение объемов производства в 2015 году составило 3% г/г. Сокращение объемов производства консервных банок вызвано сокращением спроса со стороны потребляющих отраслей - прежде всего, со стороны производства мясных консервов, производство которых сократилось на 15% в 2015 году и на 7% в январе - апреле 2016 года.
Динамика производства консервных банок в России
Предприятия в условиях кризиса сокращают производство консервных банок.
Объем производства консервных банок в России
В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: ЗАО «ГК МЕТАРУС», из Калининграда (зарегистрирана в Москве), ООО «ЖестУпак» из Москвы, ОАО «МТК» из Мурманска и ОАО "КТК" из Калининградской области и некоторые другие. Есть и некоторые другие участники. Кроме того, часть консервных комбинатов располагает собственными линиями по выпуску банок. Важную роль на рынке консервных банок играют российские филиалы международных концернов - Crown Holdings, Inc. и Rexam PLC, а также Магнитогорский Металлургический Комбинат (ОАО «ММК»), являющийся единственным в стране производителем пищевой жести. Ввиду негативных макроэкономических условий, многие предприятия по производству консервов ищут пути снижения себестоимости, одним из них является налаживание собственного производства тары.
Рынок консервных банок в России: география производства
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Северо-Западный федеральный округ: в 1 кв. 2016 года там было произведено 361 млн. консервных банок, что составляет 53% от совокупного объема. На втором месте с долей 19% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Дальневосточный федеральный округ с долей 10%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 82% от российского объема производства в 1 кв. 2016 года, в то время как в 2 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 84%. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей в этих федеральных округах.
Прогноз развития отечественного рынка металлических банок
Производство консервов имеет ряд особенностей: оно подвержено влиянию сезонности; развитие зависит от географических и климатических условий. Это влияет на уровень спроса. На Западе, однако, жестяные консервные банки продолжают терять долю рынка в пользу устойчивых пакетов из алюминия и пластика для влажных кормов для животных. Томаты и другие овощи часто фасуются в картонную упаковку. Возможно, в перспективе 5 - 10 лет это новшество получит особенно широкое распространение и в России.
Настоящий момент внутренние цены на продукты питания в России продолжают расти. Это вызвано как ограничением импорта, так и ростом себестоимости из-за подорожания материально-технических ресурсов, сырья и заемных средств.
На фоне падения доходов населения, которое привело к сокращению потребительского спроса, предприятиям приходится снижать себестоимость продукции за счет использования дешевого, менее качественного сырья. Традиционные потребители жестяной тары стремятся в условиях кризиса искать более дешевые аналоги.
Специалисты Индексбокс отмечают уменьшение покупательной способности населения: реальные доходы в 2015 году сократились более чем на 3% г/г, наблюдается переход к сберегающей модели потребления. Оборот розничной торговли за 2015 г. снизился более чем на 10% г/г. Однако падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам открывает перспективы повышения конкурентоспособности российской продукции не только на внутреннем, но и на внешних рынках.