Рынок водки в России: Объем производства в январе-апреле 2016 вырос на 2%

Алкогольные напитки 15 июня 2016

 

рынок водки

Фото: © agnormark / Bigstockphoto

По данным СМИ, контролируемое государством ОАО «Росспиртпром» до конца 2016 года намерено консолидировать 100% рынка пищевого спирта. Целью создания новой монополии является более жесткий контроль за оборотом этилового спирта. В каком состоянии эти судьбоносные события встречает рынок водки?

Согласно исследованию рынка водки, российские предприятия показывают неустойчивую понижательную динамику производства водки, начиная с 2010 г. Последний раз рынок продемонстрировал прирост по итогам 2012 г. и с тех пор стагнирует. Совокупное падение объемов производства в 2015 году составило 4% г/г. Даже незначительный прирост год к году по итогам января-апреля 2016 года не дает уверенности в том, что производство будет расти и дальше и рынок сможет преодолеть негативный тренд последних лет.

Сокращение объемов производства водки вызвано, в первую очередь, падением спроса со стороны населения: реальные доходы населения по итогам 2015 года сократились более чем на 3% г/г, наблюдается переход к сберегающей модели потребления. Определенную лепту вносят и меры государственного регулирования отрасли, о чем сказано ниже.

Динамика производства водки в России

Динамика производства водки в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном выражении, имея при этом более выраженный рост. Так, за январь-апрель 2016 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 7% выше г/г.

Объем производства водки в России

Российский рынок водки 2016: крупнейшие производители

В числе важнейших предприятий отрасли можно выделить: АО "РУСТ РОССИЯ" (ТМ «Русский стандарт», «Зеленая марка», «Журавли») из Москвы, ООО "ТРАДИЦИИ КАЧЕСТВА" (ТМ «BELUGA») из Московской области, ОАО "ТАТСПИРТПРОМ" (ТМ «Голубое озеро») из Республики Татарстан, ОАО "ПГ "ЛАДОГА" (ТМ «Царская») из Санкт-Петербурга и др. Всего же на рынке действуют свыше 200 крупных и малых компаний. В числе прочего, на нем достаточно сильны позиции региональных брендов.

Рынок водки в России: география производства

Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: в 1 кв. 2016 года там было произведено 4 034 тыс. дкл. водки, что составляет 40% от совокупного объема. На втором месте с долей 22% находится Центральный федеральный округ, на третьем месте - Сибирский федеральный округ с долей 14%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 77% от российского объема производства в 1 кв. 2016 года, в то время как в 2 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 61%. В масштабах страны рынок водки падает неравномерно: в Северо-Кавказском федеральном округе отмечено самое серьезное сокращение производства - с 22% во 2 кв. 2015 до 5% в 1 кв. 2016.

На развитие рынка водки влияет активное административное регулирование. Поэтапное поднятие минимальной розничной цены на водку привело к концентрации рынка и сокращению ассортимента в категории. Минимальные цены на крепкий алкоголь утверждаются в России с 2009 года. Функция ценообразования возложена на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, которая ежегодно подготавливает приказ, утверждающий минимальные цены на водку и все виды алкоголя. Регламентирование минимальной цены, по мнению инициаторов, должно обезопасить потребителей от некачественного алкоголя.

В результате многократного повышения минимальных розничных цен, рынок водки теряет своих потребителей: некоторые перешли на другие спиртосодержащие напитки, потребители с низким достатком переключились на нелегальный сегмент. С 13 июня 2016 г. произошло очередное повышение минимальной розничной цены на водку со 185 рублей до 190 рублей за бутылку (0,5 литра). Это может повлечь за собою спад спроса ещё на 1 - 1,2%.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок водки