Прогноз цен на сталь в АТР остается осторожно оптимистичным, несмотря на слабый спрос и риск избыточного предложения в Китае
Черная металлургия 8 августа 2021Компания
Индексбокс недавно опубликовала новый отчет: «Рынок стали в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз - Влияние COVID-19». Ниже представлено краткое изложение
основных выводов отчета.
После пиковых значений в середине мая, цены на сталь в Китае стабилизируются на фоне
вялого сезонного спроса, снижения потребления стали отечественными
производителями и обещаний правительства ограничить «необоснованно высокие цены»,
несмотря на ужесточение климатического контроля в производстве стали. В целом,
цены на сталь в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут оставаться высокими в
среднесрочной перспективе из-за значительных расходов на инфраструктурные
объекты. Однако существуют опасения перепроизводства, в связи с расширением мощностей в
Юго-Восточной Азии и сокращением бюджетных расходов в Китае.
Ключевые тенденции и выводы
Цены на
сталь в текущем году резко выросли после кризисного 2020 года, когда мировой
спрос на сталь за пределами Китая упал на 10% на фоне карантинных ограничений,
связанных с коронавирусом.
Мировые цены
на металл достигли пика в середине мая после периода активного роста, который стартовал
в начале 2021 года. В результате, цены на
сталь увеличились на 30-40%, а цены на стальную заготовку в Азии достигли пика
в $720 за тонну, а затем стабилизировались примерно
на уровне $655–665 за тонну.
Рост цен был
вызван высоким спросом со стороны инфраструктуры, строительства и обрабатывающей
промышленности Китая. Новости о
потенциальных ограничениях объема производства в Китае, который производит
более половины мирового объема нерафинированной стали, также подстегнули рост цен.
В апреле 2021
года правительство Китая объявило, что начнет ограничивать производство стали
на устаревших и сильно загрязняющих окружающую среду предприятиях для
выполнения экологических норм. Таншань, крупнейший сталелитейный город Китая,
уже реализовал политику сокращения производства стали на 30-50% в течение 2021
года, что, вероятно, приведет к снижению объемов производства стали на 30 млн
тонн по сравнению с прошлым годом.
Однако в
последнее время рост цен был приостановлен из-за действий Пекина в отношении
«необоснованных» цен на сталь. В ответ на опасения по поводу перегрева рынка
стали, китайское правительство объявило
о ряде мер по сдерживанию цен под контролем.
Слабый
сезонный спрос летом способствует понижательному давлению на цены, при этом на некоторые
виды стальной продукции цены упали на 19% по сравнению с пиковыми значениями в
мае.
На фоне такого
снижения цен, аналитики осторожно оптимистично
оценивают цены на сталь в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Индексбокс
ожидает, что спрос на сталь в Азии (в основном, в Индии, Китае и Южной Кореи) будет расти
примерно на 5% ежегодно в период до 2030 года. Ожидается, что растущая
автомобильная промышленность в Таиланде, Малайзии, Индонезии и Вьетнаме также будет
стимулировать рост потребления стали в регионе.
Существуют
опасения по поводу потенциального избытка предложения стали: ужесточение экологических
норм в Китае, о котором говорилось выше, побудило китайских инвесторов открывать
больше сталелитейных заводов в странах Юго-Восточной Азии с менее регулируемым
законодательством. В связи с этим, к 2030 году
в регионе планируется ввести в эксплуатацию около 60 млн тонн мощностей. Более
жесткий фискальный контроль может также снизить спрос на сталь в Китае в
будущем. В первом квартале 2021 года, выпуск облигаций местных органов власти, в
основном используемых для финансирования инфраструктурных проектов, снизился по
сравнению с тем же периодом прошлого года. Также прогнозируется, что более
низкий уровень кредитования замедлит инвестиции в частную собственность во
втором полугодии 2021 года.
Производство стали в Азиатско-Тихоокеанском
регионе
Пятый год
подряд в Азиатско-Тихоокеанском регионе наблюдается рост объема производства
необработанной стали и стальных полуфабрикатов, который увеличился на 3% до 1396 млн тонн в
2020 году. Общий объем производства рос в среднем на +4,4% в год в период с
2012-2020 гг.
Китай (1065
млн тонн) остается крупнейшим производителем стали и стальных полуфабрикатов в
Азиатско-Тихоокеанском регионе, на долю которого приходится 76% от общего
объема выпуска. Кроме того, производство стали и стальных полуфабрикатов в
Китае более чем в десять раз превысило показатель второго по величине
производителя, Индии (100 млн тонн). Япония (83 млн тонн) заняла третье место
по объему производства с долей 6%.
Экспорт стали в Азиатско-Тихоокеанском
регионе
В 2020 году, экспорт стали и стальных полуфабрикатов
из Азиатско-Тихоокеанского региона снизился до $5 млрд (оценки Индексбокс). В натуральном выражении объем зарубежных
поставок составил 11 млн тонн, что на 6,3% больше, чем в предыдущем году.
На Японию
(3,8 млн тонн) и Индию (3,1 млн тонн) пришлось примерно 62% от общего объема экспорта.
Следующее место по объему экспорта занимает Индонезия (1,2 млн тонн) с
долей 11%, за ней следуют Вьетнам (9,2%), Малайзия (7,8%) и Южная Корея (6,9%).
Тайвань (179 тыс. тонн) занимает относительно небольшую долю в общем объеме
экспорта.
В стоимостном
выражении, крупнейшими
странами-поставщиками стали и стальных полуфабрикатов в Азиатско-Тихоокеанском
регионе были Япония ($1,5 млрд), Индия ($1,3 млрд) и Индонезия ($845 млн) с совокупной
долей в 72%.
Экспортная цена на сталь и стальные полуфабрикаты в Азиатско-Тихоокеанском регионе составила $450 за тонну в 2020 году, снизившись на 8,2% по сравнению с предыдущим годом. Между основными странами-экспортерами наблюдались значительные различия в средних ценах. В 2020 году, страной с самой высокой ценой была Индонезия ($714 за тонну), в то время как цена Японии ($386 за тонну) была одной из самых низких.
Источник: платформа Индексбокс.