Американский рынок легковых шин: смена потоков импорта, а не его замещение

Автомобилестроение и комплектующие 6 сентября 2016

Фото: © kadmy / Bigstockphoto

В 2014 году в США были введены ограничительные пошлины в отношении импорта легковых шин из КНР. В результате доля китайской продукции на американском рынке легковых шин снизилась с 13% до 6%. Для китайских производителей это обернулось снижением выпуска, зафиксированного впервые с 2008 года: снижение своего присутствия в Штатах им не удалось компенсировать за счет наращивания экспорта в другие страны. При этом американским производителям легковых шин удалось лишь частично заполнить образовавшуюся на рынке нишу. Сокращением присутствия в США китайских компаний воспользовались производители легковых шин из других стран Азии, а потому прирост производства в самих Соединенных Штатах оказался не столь значительным, как экспансия азиатского экспорта. При этом действие ограничительных пошлин может негативно сказаться на позициях работающих в КНР американских шинных компаний, а также на торговых интересах США в мире.

По итогам прошлого года поставки китайских шин для легковых автомобилей на рынок США сократились более чем вдвое, до $846 млн. Сократилась и доля китайских шин в общем потреблении в США: согласно расчетам Индексбокс, если в 2014 году в стоимостном выражении она составляла 13%, то в 2015-м - лишь 6%. Ключевой причиной таких изменений послужило действие антидемпинговых пошлин, которые были внедрены США годом ранее с целью защиты американских производителей от конкуренции с более дешевым китайским импортом.

Однако на смену китайским легковым шинам пришла продукция ряда азиатских стран (в том числе Южной Кореи, Таиланда и Индонезии) и Мексики. Производителям из этих государств удалось нарастить экспорт в США более высокими темпами, нежели американским компаниям расширить свое присутствие на внутреннем рынке. Азиатским производителям удалось это сделать не в последнюю очередь благодаря более низким, в сравнении с США, издержкам на оплату труда, а также наличию выгодного для экспортеров курса национальных валют.

Стремясь удержать крупный американский рынок сбыта, китайские производители выступили с инициативой отмены пошлин. В качестве своего главного аргумента они приводили тот факт, что китайская продукция используется, в основном, при ремонте и замене легковых шин, в то время как американская продукция преимущественно поставляется на автомобильные заводы для первичной установки.

Тем не менее, отмены пошлин им так и не удалось достичь. Однако, как показывает история, пошлины могут носить временный характер. В прошлом США уже не единожды предпринимали меры для защиты внутреннего рынка. Так, в 2010 году были внедрены высокие тарифы на импорт легковых шин из КНР, что привело к сокращению экспорта китайской продукции в США на 28%. Спустя несколько лет тарифы были отменены, и Китай вернул свои позиции на американском рынке. Другой подобной мерой стало совместное с ЕС принятие более строгих технических стандартов для импортных легковых шин, что привело к увеличению издержек китайских производителей.

На протяжении уже длительного времени Китай является крупнейшим в мире производителем легковых шин: в стоимостном выражении на него приходится треть их общемирового выпуска, тогда как на США, второго по величине глобального производителя, - менее 5%. Причина лидерства Китая - в наличии относительно дешевой рабочей силы и размещении ведущими мировыми шинными компаниями собственных производственных мощностей в КНР. Другая причина - низкие цены на основное сырье, коим является натуральный каучук, а также доступность дополнительного сырья, в частности, синтетического каучука, технического углерода и оксида цинка.

Вслед за расширением производства Китай стал активно наращивать экспорт легковых шин, которые оказались более конкурентоспособными по сравнению с продукцией из других стран благодаря фактору низких цен. Так, за 2007-2014 годы экспорт китайских легковых шин в стоимостном выражении вырос практически в два раза, до $4,9 млрд. В это время основным рынком сбыта для них стали США, где к 2014 году на поставки из Китая приходилось 23% совокупного импорта шин.

Однако в прошлом году, в условиях высоких торговых барьеров, Китаю впервые с 2008 года пришлось снизить производство шин для легковых автомобилей. При этом частичную потерю американского рынка Китаю не удалось компенсировать за счет расширения экспорта в другие страны. Одной из причин тому послужило сохранение кризисных тенденций в мировой экономике, способствующих вялому спросу на шины. Другим негативным фактором оказалось ужесточение технических стандартов для производителей, экспортирующих шины в США и ЕС. Примечательно, что в ближайшие годы положение китайских компаний может еще сильнее усугубиться из-за возможного внедрения пошлин рядом крупных стран-потребителей легковых шин из КНР, в том числе Европейским Союзом.

Что касается американской шинной промышленности, то ее положение от внедрения ограничительных пошлин улучшилось незначительно: по расчетам Индексбокс, ее доля в структуре потребления автомобильных шин выросла всего на 2 процентных пункта (с 45% до 47%), тогда как на долю импорта по-прежнему приходится более 50%. Таким образом, китайский импорт был фактически замещен поставками из других стран.

Доля импорта легковых шин на рынке США, 2008-2015 (млн. долл.)

В США ключевыми факторами спроса на легковые шины являются положение дел в экономике и ситуация на автомобильном рынке. Американская автоиндустрия пережила болезненный спад во время кризиса 2008 года, но за последующие несколько лет она смогла вернуться на докризисный уровень развития. В прошлом году наметился ее слабый рост благодаря расширяющемуся спросу на автомобили, повышению доступности кредитов и наличию низких процентных ставок. Подъем американской экономики, сопровождающийся увеличением занятости и ростом реальных доходов населения, вкупе с низкими ценами на бензин может поспособствовать росту автомобильных путешествий. Это, в свою очередь, увеличит интенсивность эксплуатации шин, являющейся (наряду с качеством продукции, а также дорожными и погодными условиями) важным фактором продаж новых шин, что приведет к учащению смены легковых шин и, соответственно, росту спроса на них.

В целом, внедрение ограничительных импортных пошлин на китайские автомобильные шины вызвало неоднозначный эффект. Образовавшаяся на рынке ниша была восполнена не столько за счет расширения их выпуска американскими производителями, сколько за счет наращивания импортных поставок из других азиатских стран. В то же время, это создало риски устойчивости для тех американских шинных предприятий, которые работают в КНР и на которые приходится две трети китайского экспорта шин для легковых автомобилей. Помимо этого, потеря ключевого рынка будет стимулировать китайских производителей активнее выходить на другие рынки, что повысит конкуренцию для американских компаний и их подразделений по всему миру.

Источник: World: Tyres For Motor Cars - Market Report. Analysis and Forecast to 2020

 


Рекомендации

Рынок санок. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок санок. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Европейский союз: Рынок легковых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок грузовых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок грузовиков с кранами. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок запчастей и принадлежностей для моторных транспортных средств. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок прицепов и полуприцепов. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке легковых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке грузовых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке грузовиков с кранами - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке запчастей для моторных транспортных средств - Итоги 2023

74 900 руб.