Рынок аккумуляторов: Отечественное производство продолжает рост

Автомобилестроение и комплектующие 4 октября 2016
Автор статьи: IndexBox

рынок аккумуляторов

Фото: © rukawa / Bigstockphoto

Благодаря девальвации рубля и наличию незаполненных мощностей отечественные производители аккумуляторов резко нарастили выпуск. Однако чтобы в дальнейшем демонстрировать двузначные темпы роста, им будет необходимо провести модернизацию производства.

Девальвация рубля, состоявшаяся во второй половине 2014 года, привела к смене тенденций в отрасли свинцовых аккумуляторов. Согласно исследованию рынка аккумуляторов, если в 2012 и 2013 гг. их производство в годовом выражении сократилось на 3% и 1,6% соответственно, то в 2014 году оно увеличилось на 21,4%, в 2015-м - на 4,2% (до 7,5 млн шт.), а по итогам первых семи месяцев 2016-го - на 13,2%. Поскольку потребление аккумуляторов зависит преимущественно от положения на вторичном рынке автомобилей, на него слабо влияет спад в российском автопроме. Учитывая невысокую стоимость аккумуляторов и низкую частоту их обновления, затраты на них сложно отнести к основным статьям расходов по содержанию автомобиля. Поэтому снижение реальных доходов населения (минус 0,7% в 2014 году и минус 4,3% в 2015-м) приводит не к снижению потребления аккумуляторов, а к изменению структуры спроса в пользу более дешевой отечественной продукции.

Динамика производства аккумуляторов в России

Динамика производства аккумуляторов в РФ

До кризиса 2014 года зарубежная продукция превалировала на российском рынке аккумуляторов, однако сегодня на долю отечественных аккумуляторов приходится уже более 50% потребления (оценка Индексбокс). Выигрыш от девальвации рубля для российских предприятий очевиден, считает представитель ООО «ИСТОК +» Александр Степанов: в условиях неполной загрузки мощностей они сумели в короткие сроки нарастить выпуск. Однако эффект дорогого импорта постепенно ослабевает, предупреждает эксперт: хотя российские производители заполняют освободившиеся в 2014-2015 гг. рыночные ниши, для сохранения высоких темпов роста им необходимо работать над повышением качества продукции.

Выбор в пользу импортной продукции иногда обусловлен не столько ее качественными характеристиками, сколько более высоким доверием покупателей к зарубежным производителям и брендам, полагает маркетолог-аналитик ЗАО «ТМС» (ГК «АКОМ») Татьяна Михайловская. По ее мнению, с нормализацией положения в экономике и началом роста реальных доходов населения на рынке увеличится потребление импорта, из-за чего снизятся темпы прироста выпуска у российских предприятий. Однако, как полагает эксперт, произойдет это не ранее 2018 года.

Объем производства аккумуляторов

Основные производители аккумуляторов в России

К числу важнейших предприятий отрасли можно отнести: АО «АКОМ» (Самарская область), АО «Тюменский аккумуляторный завод» (Тюменская область), ООО «ИСТОК +» (Курская область), ООО «ТУБОР» (Нижегородская область), ЗАО МПКФ «Алькор» (Тюменская область), ООО «АкТех» (Иркутская область), ООО Рязанский аккумуляторный завод «ТАНГСТОУН» (Рязанская область) и др.

Структура производства на рынке аккумуляторов в России в 2015, 2016 по федеральным округам

Во втором квартале 2016 года регионом-лидером по производству аккумуляторов был Приволжский федеральный округ, доля которого в общероссийском выпуске составила 34% (594 тыс. шт.); за ним следовали Уральский (30,1%; 527 тыс. шт.) и Центральный ФО (24,5%; 428 тыс. шт.).

Структура производства аккумуляторов по федеральным округам

Рынок аккумуляторов в России: прогноз развития

Как полагают аналитики Индексбокс, в 2016-2019 гг. суммарный прирост производства аккумуляторов превысит общий прирост выпуска машин и оборудования, который, по оценкам Минэкономразвития (МЭР), составит 8,8%. Однако промедление с модернизацией отрасли приведет к восстановлению на рынке преобладающей роли импорта.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок аккумуляторов


Рекомендации

Рынок санок. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок санок. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

119 900 руб.

Европейский союз: Рынок легковых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок грузовых автомобилей. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок грузовиков с кранами. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок запчастей и принадлежностей для моторных транспортных средств. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Европейский союз: Рынок прицепов и полуприцепов. Анализ и прогноз до 2025 года - Влияние COVID-19

190 000 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке легковых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке грузовых автомобилей - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке грузовиков с кранами - Итоги 2023

74 900 руб.

Аналитический обзор мировой торговли на рынке запчастей для моторных транспортных средств - Итоги 2023

74 900 руб.