Как кризис отразился на российской внешней торговле?
Нефть и нефтепродукты 27 ноября 2016Фото: © urbanraven / Bigstockphoto
За первые два года кризиса внешний товарооборот России сократился более чем на треть, однако структура экспорта и импорта почти не изменилась.
Из-за девальвации рубля и продовольственного эмбарго долларовая стоимость импорта России за 2013-2015 гг. сократилась более чем на 40% - с $315 до $182,7 млрд, пишут эксперты Аналитического центра при Правительстве в специальном выпуске Бюллетеня социально-экономического кризиса. Падение же цен на нефть стало ключевой причиной уменьшения российского экспорта на одну треть (с $527,3 до $343,4 млрд).
Тот же фактор привел к снижению доли минеральных продуктов в долларовой стоимости экспорта (с 71 до 64%), при том что в натуральном выражении поставки большинства видов энергоресурсов за рубеж за этот период выросли: нефти - на 3% (с 237 до 244 млн т), нефтепродуктов - на 13,2% (со 152 до 172 млн т), угля - на 10,1% (со 139 до 153 млн т). Внешние поставки газа, наоборот, снизились (со 196 до 185 млрд куб. м), однако сырье продолжает играть ключевую роль в российском экспорте.
Кризис слабо повлиял на структуру импорта: доля машин и оборудования незначительно снизилась (с 48,5 до 44,8%), тогда как доля химической продукции и продовольствия немного выросла - с 15,9 до 18,6% и с 13,7 до 14,5% соответственно. Практически не изменилась и география внешней торговли: за 2013-2015 гг. доля стран дальнего зарубежья выросла и в экспорте (с 86 до 86,9%), и в импорте России (с 87,7 до 88,5%), тогда как доля СНГ пропорционально снизилась.
Более значимые сдвиги в структуре товарооборота заметны в длительной ретроспективе, отмечают аналитики Индексбокс. Иллюстрацией тому может служить сравнение потоков импорта и экспорта в предкризисные 1997 и 2013 гг. На долю минеральных ресурсов в 1997 году приходилось 48,3% долларовой стоимости российского экспорта ($41,1 из $85,5 млрд - данные Росстата), тогда как в 2013-м - 71,3% ($375,8 из $527,3 млрд). Этот прирост связан с увеличением экспорта нефти (с 123,3 до 236,6 млн т), нефтепродуктов (с 60,6 до 151,6 млн т) и угля (с 23,1 до 139 млн т), которого удалось достичь за счет проведенной в 1990-е демонополизации и приватизации нефтяной и угольной отраслей.
В структуре импорта доля машин, оборудования и транспортных средств за 1997-2013 гг. выросла с 35,2% ($18,7 из $53,1 млрд) до 48,5% ($152,8 из $315 млрд), что было вызвано как увеличением числа ввезенных легковых автомобилей (c 202,5 тыс. до 894,1 тыс. штук), так и наращиванием импорта инвестиционных товаров, которые используются предприятиями в производственных процессах. К 2015 году доля машин, оборудования и транспортных средств в импорте снизилась до 44,8%, однако уже по итогам 2016 года этот показатель может снова вырасти, полагают аналитики Индексбокс. Если в конце 2015 года на долю импорта приходилось 15% товарооборота автотранспортных средств, то по итогам третьего квартала - уже более 30% (здесь и далее - данные Института Гайдара). В товарообороте же машин и оборудования доля импорта выросла с менее чем 30% в первом квартале 2016 года до более чем 40% в квартале третьем.
Совокупный импорт нынешней осенью также стал увеличиваться, констатируют аналитики Индексбокс: в сентябре в сравнении с аналогичным периодом прошлого года его объем вырос на 13%, достигнув $18,4 млрд, а в октябре - на 7,9% (до $18,2 млрд). Главная причина тому - укрепление рубля: если в январе 2016 года среднемесячный курс доллара составлял 77,9 руб./долл., то в октябре - 62,6 руб./долл. (данные ЦБ РФ). В условиях частичной ревальвации розничные и промышленные потребители все больше отдают предпочтение импорту, заместить который в долгосрочной перспективе удастся только при том условии, что российская продукция не будет уступать зарубежной по соотношению цены и качества. А для этого предпринимателям нужны гарантии прав собственности, макроэкономическая стабильность и низкие налоги на труд. В противном случае эффект импортозамещения будет носить лишь краткосрочный характер.