Рынок тротуарной плитки в России растет несмотря ни на что
Дорожное покрытие 23 июня 2016Фото: © Stockcentral / Bigstockphoto
Рынок тротуарной плитки почти никак не реагирует на кризис. Динамика её выпуска на протяжении последних лет имеет положительные значения, хотя темпы роста замедлились почти вдвое. В чем же секрет успеха отрасли?
Согласно исследованию рынка тротуарной плитки, драйвером роста продаж является ее относительно низкая цена и универсальность применения. Даже в условиях кризиса у основных потребителей, будь то домохозяйства, бизнес или муниципалитеты, остаются задачи по благоустройству. Сокращение бюджетов вынуждает потребителей переключаться на дешевые материалы, к которым и относится тротуарная плитка.
Объем производства тротуарной плитки в январе-апреле 2016 года в натуральном выражении вырос на 11% г/г. Совокупный прирост производства в 2015 году составил 9% г/г. Такие показатели отрасли выглядят аномально высокими на фоне спада ВВП (-1,2% за первые месяцы текущего года), ввода жилых домов (-14,5%) и доходов населения (-4,1%). Тем не менее, пока они сохраняются.
Динамика производства тротуарной плитки в России
По результатам анализа рынка плитки, проведенного аналитиками Индексбокс Маркетинг, динамика производства товара в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном выражении, характеризуясь при этом менее выраженным ростом. Так, за январь-апрель 2016 года объем производства в стоимостном выражении оказался на 10% выше г/г.
Объем производства тротуарной плитки в России
Основные отечественные производители тротуарной плитки
В числе крупнейших производителей тротуарной плитки в стране можно выделить: ОАО "ЗАВОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ №1" из Белгородской области, ООО «АКСАЙСТРОЙПРОМ» из Ростовской области, ООО «СТРОЙДЕТАЛЬ» из Липецка, ЗАО «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД» из Санкт-Петербурга, ЗАО «ВКСМ» из Воронежской области, ООО «ЗТП «ЧелСИ» из Челябинской области, ООО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ДОМ И К» из Нижегородской области, ОАО «СПЕЦСТРОЙБЕТОН - ЖБИ № 17» из Москвы и др.
Экспорт и импорт тротуарной плитки практически не осуществляется, так как ее транспортировка на расстояние свыше 300 км экономически нецелесообразна. Поэтому производство тротуарной плитки носит в основном локальный характер. Наиболее ёмкие региональные рынки сложились в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и области, а также в регионах ЮФО.
Рынок тротуарной плитки в России в 2016: география производства
Максимальный объем выпуска среди всех федеральных округов приходится на Центральный федеральный округ: в 1 кв. 2016 года там было произведено 356 тыс. кв. м. тротуарной плитки, что составляет 28% от совокупного объема. На втором месте с долей 27% находится Южный федеральный округ, на третьем месте - Северо-Западный федеральный округ с долей 14%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 70% от российского объема производства в 1 кв. 2016 года, в то время как в 1 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 74%.
Рынок тротуарной плитки постоянно развивается, особенно в крупных и средних городах. При реализации проектов по благоустройству городского центра происходит постепенное вытеснение ею асфальтового покрытия. Основной альтернативой тротуарной плитке пока остается каменная брусчатка, которая стоит в 3,5 раза дороже. По этой причине она востребована в основном в Москве, Санкт-Петербурге и исторических городах, получающих федеральные субсидии. Значительно реже дворы и тротуары мостятся специальным клинкерным кирпичом, однако, на наш взгляд, у этого материала есть неплохие перспективы.
В 2011 году в Москве была принята программа по замене асфальтобетонного покрытия на тротуарную плитку. В том же 2011 году аналогичную программу приняла администрация Екатеринбурга. Эти программы спровоцировали повышение спроса на тротуарную плитку в прошлые годы. Вместе с тем, пару лет назад городские власти столицы, взяли курс на замену тротуарной плитки более дорогими аналогами, применительно к программам благоустройства центра Москвы. Эта новость всерьез обеспокоила крупных участников рынка, многие из которых недавно ввели новые мощности и модернизировали старые, ориентируясь на высокую емкость московского рынка. Впрочем, кризис может остудить планы муниципалитетов и мы не увидим массового перехода на товары-аналоги.
Источник: Маркетинговое исследование. Рынок тротуарной плитки