Российский рынок шин: пятый год кризиса?
Резиновые изделия 21 февраля 2017Фото: © luckybusiness / Bigstockphoto
Потребление шин снижается вслед за кризисом на рынке новых легковых авто, продажи которых непрерывно падают с 2013 года.
Прошедший 2016 год стал четвертым подряд годом кризиса для российского рынка шин, следует из материалов конференции CREON Energy «Каучуки, шины и РТИ-2016». Сократившись в 2013 г. с 60 млн до 58,4 млн ед., потребление шин в России в 2014 г. снизилось до 55,3 млн единиц, в 2015 г. - до 45,8 млн, а в 2016 г. - до 43 млн (здесь и далее - данные Russian Automotive Market Research, если это не оговаривается отдельно).
Причины сжатия шинного рынка
К снижению спроса на шины привел кризис на автомобильном рынке, полагают аналитики Индексбокс Маркетинг: за 2013-2016 гг. продажи новых легковых авто сократились в два раза - с 2,77 до 1,43 млн штук (данные Ассоциации европейского бизнеса). На долю «легковушек» в 2016 г. приходилось 82,3% российского автопарка (41 млн из 49,5 млн ед.), тогда как на долю легкого коммерческого транспорта - 8,8% (4,4 млн ед.), а на долю грузовиков и автобусов - 8% (3,7 млн ед.) и 0,9% (0,44 млн ед.) соответственно.
Рынок шин 2016: динамика импорта и внутреннего производства
За 2014-2015 гг. импорт шин снизился с 28,2 млн до 19,1 млн ед. Негативная динамика связана не только с девальвацией, но и с локализацией производств иностранными компаниями, отмечают аналитики Индексбокс Маркетинг. В свою очередь, внутренние продажи шин, произведенных в России, за тот же период снизились с 27,1 млн до 26,3 млн ед. Согласно предварительной оценке Russian Automotive Market Research, в 2016 г. импорт шин сократился до 23 млн ед., в то время как их выпуск увеличился до 46,6 млн ед. Причиной тому послужило увеличение экспорта, которое наблюдалось и годом ранее: в 2015 г. внешние поставки легковых шин выросли на 37%, а грузовых цельнометаллокордных шин - на 32% (данные Cordiant).
Перспективы рынка шин в России
В ближайшей перспективе динамика потребления шин будет во многом зависеть от состояния автомобильного рынка, полагают аналитики Индексбокс Маркетинг. По оценке BCG, к 2020 г. годовые продажи новых легковых авто в России вырастут до 2,2 млн ед.; чуть более консервативную оценку - 1,9 млн ед. - дает PwC. Автомобильный рынок может поддержать внутренний туризм с использованием автотранспорта, пишут в специальном исследовании эксперты Аналитического центра при Правительстве: в 2015 г. на фоне сокращения зарубежных туристических поездок (на 19,9% до 34,4 млн против 42,9 млн в 2014 г.) их число внутри России увеличилось на 20% до 50 млн.
Однако до восстановления докризисных темпов экономического роста спрос на новые легковые авто будет оставаться слабым, заключают аналитики Индексбокс Маркетинг. А значит, потребление шин в России вряд ли скоро вернется к уровню 2012 г. (60 млн ед.).