Рынок ПВХ замедляет спад

Пластмассовые изделия 15 февраля 2017
Автор статьи: IndexBox

Фото: © Yastremska / Bigstockphoto

Сократившись за первые два года кризиса почти на 15%, в нынешнем году потребление ПВХ выйдет в ноль.

В 2015 г. на рынке ПВХ в России потребление снизилось на 13,6%, достигнув 953 тыс. т, следует из материалов конференции CREON Energy, посвященной рынку поливинилхлорида. За первый год кризиса в два раза сократился физический объем импорта (с 428 тыс. до 214 тыс. т), тогда как доля отечественной продукции выросла с 61,2% до 77,5% (до 787 тыс. т). По итогам же 2016 г. темпы сокращения спроса замедлились до 1,2%, однако рынку до восстановления еще далеко.

Причины спада на рынке ПВХ

К сокращению спроса на ПВХ привел спад в строительном секторе и снижение реальных инвестиций, отмечают организаторы конференции. В 2014 и 2015 гг. инвестиции в основной капитал снизились на 1,5% и 8,4% соответственно, достигнув 14,6 трлн руб. (данные Росстата), напоминают аналитики Индексбокс Маркетинг.

Еще одна причина сжатия рынка - скачок инфляции под влиянием девальвации, что привело к падению реальных доходов граждан (на 0,5% в 2014 г. и 4,1% в 2015 г.). Это, в свою очередь, ударило по сегменту пластиковых окон (рынку окон ПВХ): если в 2012 г. на долю оконных профилей приходилось 43% рынка суспензионного ПВХ, то в 2015 г. - лишь 31% (оценка Союза производителей полимерных профилей для светопрозрачных конструкций).

Рынок ПВХ в 2016: динамика экспорта и импорта

В сентябре 2014 г. «Сибур» открыл в Нижегородской области предприятие «Русвинил» годовой мощностью 330 тыс. т ПВХ, напоминают аналитики Индексбокс. Это позволило почти в 4 раза увеличить экспорт ПВХ из России (с 11,3 тыс. т в 2014 г. до 44,3 тыс. т в 2015 г.). Основными реципиентами поставок стали Белоруссия, Украина и Индия, говорится в материалах конференции.

Импорт же, сократившись в два раза в первый год кризиса, в 2016 г. показывал разнонаправленную динамику. Из-за приостановки «Саянскхимласта» поставки суспензионного ПВХ (в основном, из США и Китая), применяющегося в выпуске пленок, шлангов и линолеума, за первые 9 месяцев прошлого года увеличились на 80%. В свою очередь, импорт эмульсионного ПВХ (преимущественно из Германии), использующегося для производства обоев, герметиков и труб, за этот же период снизилился на 14%.

Перспективы рынка ПВХ в России

Наиболее перспективным сегментом рынка участники конференции признали ПВХ-пленки, использующиеся в производстве пластиковых карт и медицинской упаковки: их потребление продолжает расти даже в условиях кризиса. Растущий спрос на ПВХ будут предъявлять и производители мембран, учитывая фактор низкой насыщенности рынка: в 2014 г. потребление ПВХ-мембран в ЕС составляло 71,6 млн кв. м, тогда как в России - всего 13 млн кв. м (данные Национального кровельного союза).

Основной же сегмент потребления ПВХ, рынок оконных профилей, в 2017 г., в лучшем случае, выйдет в ноль, заключают аналитики Индексбокс Маркетинг: и это неплохо, учитывая 9-процентный спад по итогам прошлого года (оценка Союза производителей полимерных профилей для светопрозрачных конструкций).

Отчет: Рынок поливинилхлорида. Маркетинговое исследование