Запрет на импорт кондитерских изделий из Украины «перекроит» российский рынок
Кондитерские изделия 1 августа 2013В конце июля Роспортебнадзор запретил импорт кондитерских изделий производства украинской компании «Рошен» на территорию России. Формальный поводом послужили выявленные нарушения по ее качеству и безопасности. Далее последовали проверки производителей мучной продукции. Кому может быть выгоден этот запрет, и к каким последствиям он приведет?
Сейчас политическая сторона вопроса
рассматривается как основная. Давление на производителей может быть сигналом
украинской политической элите о необходимости выбора – с кем «дружить»: с
Европейским союзом или ближайшими соседями во главе с Россией.
Вместе с тем, экономическая подоплека не менее интересна. Дело в том, что украинские производители кондитерской продукции, прежде всего, шоколада и шоколадных изделий, имеют очевидные преференции на российском рынке, даже по сравнению с отечественными компаниями, и представляют для них существенную угрозу. Вот лишь несколько фактов:
- Более 41% российского рынка шоколада и шоколадных изделий занимает импорт, из которого 73% приходится на продукцию из Украины. Таким образом, доля украинской шоколадной продукции на рынке составляет около 30%.
- Как правило, украинская продукция дешевле. По оценкам Индексбокс, себестоимость ее производства ниже российской как за счет относительно низкой стоимости производственных факторов, так и нередко за счет экономии на качестве (ниже содержание какао-продуктов).
- Для шоколада и шоколадных изделий из Украины в России действуют «нулевые» таможенные ставки в рамках соглашения о Зоне свободной торговли СНГ.
- При этом для российских производителей действую таможенные ставки на ввоз какао-продуктов, основного сырья для производства шоколада, на уровне 5%, а в Украине их нет, что в условиях «нулевых» ставок на конечную продукцию ухудшает позиции российских производителей.
Рост потребления кондитерской продукции в России в среднесрочной перспективе, по прогнозам Индексбокс, будет происходить за счет продукции низкого ценового сегмента – то есть дешевой продукции, что создает предпосылки для опережающего роста потребления украинского шоколада. А это, в свою очередь, приведет к выпадающим доходам бюджета РФ от сокращения доли отечественных производителей на внутреннем рынке.
Еще один экономический фактор – конкуренция за иностранные инвестиции. Глобальные игроки кондитерского рынка, такие как Mondelez, Mars, Nestle, - принимают инвестиционные решения о локализации собственных производств, исходя из экономической эффективности и возможных политических рисков. Экономическая эффективность в последние годы была на стороне Украины и Казахстана – крупные инвесторы размещали производство там, а основным рынком сбыта оставалась Россия. Сейчас, когда политические риски для производств на Украине резко возросли, чаша весов может качнуться в обратную сторону – то есть в сторону локализации производств в России. В общем, достаточно оригинальная мера повышения инвестиционной привлекательности России была выбрана Роспотребнадзором.
Впрочем, говорить о том, что какой-то бизнес, локальный или международный, смог пролоббировать эти решения на государственном уровне, я бы не стал. А вот воспользоваться их результатами российские производители, определенно, смогут.