Глобализация на рынке бразильского ореха
Овощи и фрукты 27 июля 2016Фото: © Yastremska / Bigstockphoto
Современные процессы глобализации и совершенствование производственно-логистических процессов стимулируют развитие рынков экзотических для большей части мира продуктов. Например, если ранее бразильский орех был известен только на локальных рынках, то уже сейчас он осваивает все большую географию. Немаловажным фактором, стимулирующим рост на рынке бразильского ореха в мире, стало стремление населения к здоровому питанию и рекомендации врачей включать в свой рацион полезные продукты, богатые редкими питательными элементами. К ним относится и бразильский орех, ценный за высокое содержание селена.
Согласно возрастающему спросу на бразильский орех, объем рынка в ретроспективе испытывал подъем, со среднегодовыми темпами прироста +8,8% за 2007-2014 гг. Наиболее заметный прирост пришелся на 2008-2010 гг., когда за три года рынок увеличился практически в 2 раза - с 52 тыс. тонн в 2007 году до 99 тыс. тонн в 2010 году. После этого объем рынка не опускался ниже отметки 90 тыс. тонн, но и не показывал бурные темпы роста.
Бразильский орех, называемый также амазонским, носит свое название согласно ареалу происхождения, совпадающим с главными регионами выращивания. Так, согласно данным маркетингового исследования, проведенного компанией Индексбокс, 82% производства бразильского ореха в 2014 году приходилось на страны Южной Америки - Боливию, Бразилию, и Перу. Боливия занимает стабильное первое место с долей 41,6% от совокупного объема производства, в то время как непосредственно Бразилия следует на втором с долей 35,4%. Интересно, что среди стран-производителей бразильского ореха, все заметнее становятся западноафриканские страны - Кот-д'Ивуар и Гамбия. Совокупная доля этих стран за последние 7 лет выросла на 5 процентных пунктов в мировом объеме производства бразильского ореха. Это стало возможным благодаря более активным темпам прироста производства: в Кот-д'Ивуаре они составили +6,8% за 2007-2014 гг., в Гамбии +34,6% за период 2011-2014 гг. В то время как среднегодовые темпы прироста производства в странах-лидерах уступали, и за 2007-2014 гг. составляли +1,0% в Боливии и +3,4% в Бразилии.
Заметный объем производства бразильского ореха поставляется на экспорт в зарубежные страны, что закономерно для экзотических продуктов - основные центры потребления находятся вне регионов произрастания. Так, в 2014 году на экспорт было отправлено 21% от объема производства бразильского ореха, что составляет 22,7 тыс. тонн. Более того, в этом объеме не учтена переработанная продукция - в странах-производителях (и посредниках) орех проходит через те или иные ступени обработки (чистка, сушка, фасовка), после чего ядра ореха отправляются на экспорт. Рассмотрим импортно-экспортные поставки бразильского ореха в скорлупе, и без скорлупы.
Ключевыми странами-поставщиками бразильского ореха на экспорт являются основные производители - Боливия, Бразилия, Перу, Гамбия. Заметный объем продукции поставляется из прочих стран, не выращивающих орех - в таком случае имеет место быть реэкспорт продукции в переработанном виде, либо вовсе без обработки.
Крупнейший производитель бразильского ореха в мире - Боливия - поставляет на мировые рынки продукцию уже в обработанном виде, без скорлупы: в 2014 году объем экспорта обработанной продукции составил 23,6 тыс. тонн, что равно 60,8% от всего экспорта очищенных орехов. В свою очередь, соотношение поставок продукции из Бразилии обратное - она в большей степени поставляет орехи в скорлупе - 7,1 тыс. тонн, что равно 31,2% от мирового экспорта необработанных орехов.
Заметна тенденция сокращения экспорта поставок как обработанных, так и необработанных орехов из Бразилии - все больший объем поступает на внутренний рынок. А также, следует отметить сокращение поставок бразильского ореха в скорлупе на фоне роста поставок очищенных орехов. Таким образом, растет доля домашней обработки орехов и отправление на экспорт более дорогой продукции.
В качестве импортного продукта, в большей степени востребован очищенный бразильский орех. В 2014 году мировой объем импорта бразильского ореха в скорлупе составил всего 9,5 тыс. тонн, в то время как объем очищенных от скорлупы орехов - 34,7 тыс. тонн. По объему импорта очищенного бразильского ореха на первом месте находятся США (25%), за ними - Великобритания (17%), Германия (17%), Нидерланды (5%).
Так же, как и экспортные поставки, импорт очищенных орехов растет - среднегодовые темпы прироста за 2007-2014 гг. составили +1,4%. Наиболее высокие среднегодовые темпы прироста были отмечены в Германии (+14,0%), в то время как объему поставок в две лидирующие страны (США и Великобританию) - в целом сокращаются. Увеличивается доля прочих стран, - в том числе появляются новые страны, участвующие в торговле.
Импортные поставки бразильского ореха в скорлупе также имеют широкую географию, но ключевыми игроками являются экономически развитые страны. Исключение составляет Перу, импортировавшее в 2014 году 35% от мирового объема импорта бразильского ореха в скорлупе, - для их очистки и последующего экспорта ядер ореха. На втором месте по объему импорта неочищенных орехов находится Испания (13%), далее следуют США (8%), Италия (7%), Катар (7%), Нидерланды (5%).
Бразильский орех, будучи экзотическим продуктом, имеет большие перспективы на глобальном рынке. Несмотря на временную стагнацию рынка бразильского ореха, можно отметить ряд положительных моментов, способствующих его развитию. Среди них - увеличение доли очистки в странах производства бразильского ореха, диверсификация как стран производителей, так и импортирующих стран, популяризация здорового питания среди населения, процессы урбанизации. Среди ограничителей можно отметить кризисные политические и экономические явления в мире, тормозящие инвестиции в отрасль, и влияющие на покупательскую способность населения.
Источник: World: Brazil Nuts - Market Report. Analysis And Forecast To 2020