Почему российским производителям крупнотоннажных полимеров нужна новая стратегия продаж?
Полимеры 18 сентября 2016Фото: © Vedmed85 / Bigstockphoto
В ближайшие годы участники отрасли могут столкнуться с проблемами при сбыте продукции, что негативно скажется на рентабельности реализуемых ими проектов.
Одним из игроков российского нефтехимического рынка, наименее болезненно переживающих кризис, является группа ТАИФ. По итогам 2015 г. ее выручка увеличилась на 11,7%, до 524 млрд руб., а прибыль - в 2,4 раза, до 110 млрд руб. В ближайшие годы группе будет нелегко поддерживать столь же высокие финансовые показатели. Причина тому - ограничения по спросу на продукты, выпускаемые входящими в ее состав компаниями.
Речь, в частности, идет о проекте «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ) по созданию комплекса этилена мощностью 1,2 млн т в год: его первую очередь планируется запустить в 2019 г., а вторую - в 2020 г. На основе этилена ежегодно будет выпускаться 900 тыс. т полиэтилена и 360 тыс. т полипропилена. Аналогичный проект сейчас реализует «Сибур»: к 2020 г. компания рассчитывает пустить в строй комплекс «Запсибнефтехим-2», который будет выпускать 1,5 млн т полиэтилена и 500 тыс. т. полипропилена. Введения в строй лишь одного из этих комплексов будет достаточно для насыщения ключевых сегментов российского рынка полиолефинов.
Потребление полиэтилена в России, увеличивавшееся в 2005-2013 гг. в среднем на 7,3% (оценка Индексбокс), в 2014-2015 гг. пребывало в стагнации, колеблясь вокруг отметки в 1,8 млн т. При этом из-за девальвации снизился его импорт: между 2013 и 2015 гг. он сократился почти на треть - с 669 тыс. до 483 тыс. т. Чуть лучше обстоят дела в сегменте полипропилена: его потребление за тот же период увеличилось на 10,9% (до 1,04 млн т), в то время как импорт упал на 39% (до 112 млн т). Однако даже если в ближайшие 5 лет годовые темпы прироста потребления полипропилена будут составлять в среднем 10%, к 2020 г. объем рынка - при этом сценарии он составит 1,56 млн т - все равно не покроет потребности в сбыте со стороны его участников. Еще в большей степени это касается рынка полиэтилена, который в ближайшие годы будет пребывать в стагнации.
Важно при этом учитывать, что полностью заместить импорт российским производителям полиолефинов вряд ли удастся, поскольку в поставках из-за рубежа пока преобладает полиэтилен и полипропилен сложных марок. Так, в 2015 г., несмотря на снижение импорта трубного полиэтилена низкого давления (минус 50% до 41,3 млн т) и выдувного ПНД (минус 51% до 26 тыс. т), поставки линейного полиэтилена (ЛПНП) для кабельной изоляции, наоборот, выросли (плюс 16%, до 3,1 тыс. т). Частичным выходом из ситуации могло бы стать увеличение экспорта, тем более что в сегменте полипропилена за 2013-2015 гг. он вырос более чем в 3 раза - со 105 млн т до 350 млн т. Правда, в сегменте полиэтилена экспорт стагнирует: в 2014-2015 гг. его годовой объем колебался вокруг отметки в 300 млн т, при этом среди стран-потребителей доминировали Казахстан и Китай, на которые приходилось почти 50% поставок (данные Индексбокс).
Здесь нельзя не отметить, что потенциал расширения экспорта в КНР во многом исчерпан, поскольку на китайском рынке полиолефинов наблюдается профицит мощностей. Связано это с тем, что на протяжении долгого времени китайское правительство стимулировало ввод новых производственных площадок, причем вне зависимости от их экономической целесообразности. Увидев, что на рынке образовался профицит, правительство КНР стало оказывать государственным компаниям помощь в открытии производств за рубежом и скупке иностранных активов. Свежая тому иллюстрация - состоявшееся в минувшем декабре приобретение 10% акций «Сибура» со стороны китайской Sinopec за $1,338 млрд (оценка ФАС). Поэтому Китай сейчас можно рассматривать лишь как потенциального инвестора, но не как регион для расширения сбыта.
Не приходится рассчитывать и на увеличение спроса со стороны бывших союзных республик: в 2015 г. Белоруссия сократила импорт полиэтилена на 12,5% (до 97,6 тыс. т), а Украина - на 15% (до 212,8 тыс. т). Что касается Казахстана, то эта республика в прошлом году снизила импортные закупки ПНД на 11% (до 76,2 тыс. т). В результате для российских производителей полиолефинов единственной альтернативой остается наращивание поставок за пределы КНР и постсоветского пространства, однако в это верится с трудом. Причина тому - не только низкая доля США, а также стран Ближнего Востока и Восточной Азии (за исключением КНР) в экспорте отечественных нефтехимических компаний, но и затоваривание этих рынков со стороны производителей из этих регионов. Так, в Мексиканском заливе сейчас возводится 8 новых площадок по производству этилена, которые будут введены в строй до 2020 г., а в ближневосточных и восточноазиатских государствах таких строящихся площадок - 5 и 3 соответственно (данные Mackenzie).
Это, в свою очередь, говорит о том, что участникам российской нефтехимической отрасли необходимо вырабатывать новую стратегию продаж крупнотоннажных полимеров. В противном случае они столкнутся с проблемами при сбыте продукции, что негативно скажется на рентабельности реализуемых ими проектов.
По материалам: Маркетинговое исследование. Рынок полиэтилена