Рынок автоцистерн в России: после 2 лет кризиса отечественное производство нащупывает рост

Автомобилестроение и комплектующие 7 декабря 2016

рынок автоцистерн

Фото: © Krivosheev Vitaly / Bigstockphoto

Наращивание выпуска связано с эффектом низкой базы и замещением импорта.

Пережив двухлетний спад, производство автоцистерн (включая прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны) в России начало восстанавливаться. Об этом свидетельствуют данные из маркетингового исследования рынка автоцистерн. Если в 2014 и 2015 гг. выпуск в годовом выражении сократился на 9% и 23% соответственно, достигнув 4,1 тыс. шт., то за январь-октябрь 2016 года отрасль показала прирост 8,7%. Позитивная динамика связана с эффектом низкой базы, отложенным спросом потребителей, отошедших от прошлогоднего кризисного шока, и увеличением гособоронзаказа, в рамках которого закупаются преимущественно топливные цистерны.

Еще одна причина - замедление спада инвестиций в основной капитал, констатируют аналитики IndexBox. В 2014 и 2015 гг. реальные инвестиции снизились на 1,5% и 8,4% соответственно, достигнув 14,6 трлн руб. - по оценке Института Гайдара, в реальном выражении это эквивалентно уровню 2008 года (8,8 трлн руб.). В первой же половине 2016 года спад в годовом выражении составил 4,3% (до 5,6 трлн руб.); по итогам 12 месяцев он замедлится до 2,7%, прогнозируют в Минэкономразвития (МЭР).

Динамика производства автоцистерн в России

Динамика производства автоцистерн

В 2016 году в соответствии с Постановлением Правительства был введен утилизационный сбор на ряд производимых и импортируемых автотранспортных средств; его минимальная ставка составляет 150 тыс. руб., при этом для многих видов продукции применяются корректирующие коэффициенты. По мнению Евгения Михайлова, руководителя отдела продаж ОАО «Завод ГРАЗ» (один из крупнейших производителей автоцистерн в России), эти изменения сильно сказываются на импорте техники, который не субсидируется и который и без того снижается из-за девальвации. В результате позиции российских участников рынка автоцистерн только укрепляются, заключает собеседник IndexBox.

Потребление автоцистерн в 2016 году демонстрирует небольшой рост, говорит Денис Носков, начальник отдела маркетинга и развития дилерской сети ПАО «НЕФАЗ» (один из крупнейших производителей спецтехники в России); этого нельзя сказать о рынке емкостно-наливной прицепной техники, объем которого с 2014 года ежегодно сокращается на 10-15%. На состоянии рынка негативно сказывается высокая конкуренция и жесткость тарифов на перевозку светлых и тёмных нефтепродуктов, полагает эксперт: эти факторы замедляют процесс обновления автопарка предприятий (так, срок эксплуатации автотехники увеличивается приблизительно на 2-3 года).

Объем производства автоцистерн в России

Объем производства автоцистерн

К числу важнейших предприятий отрасли можно отнести: ПАО «НЕФАЗ» (Республика Башкортостан), ООО «УралСпецТранс» (Челябинская область), ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» (Республика Чувашия), ОАО «Завод ГРАЗ» (Пензенская область), ОАО «ЗАВОД СТАРТ» (Курганская область), ЗАО «БЕЦЕМА» (Московская область), ОАО «Алексеевский завод химического машиностроения» (Белгородская область), ЗАО «Компания Автоприцепов» (Ленинградская область), ООО «ФОКСТАНК» (Нижегородская область) и др.

Среди регионов лидерами по производству автоцистерн являются Уральский и Приволжский федеральные округа: по итогам первых 10 месяцев 2016 года их доля в общероссийском выпуске составила 49,5% и 41,5% соответственно.

Рынок автоцистерн в России: география производства

За 2017-2019 гг. производство транспортных средств и оборудования увеличится на 8,6%, следует из прогноза МЭР. В том случае, если макроэкономическая обстановка продолжит стабилизироваться, выпуск автоцистерн в ближайшие три года будет расти со средним темпом 2,5%, заключают аналитики IndexBox. 

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок прицепов и полуприцепов цистерн

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок автоцистерн