Производители гречихи в поиске новых ниш

Растениеводство 15 июля 2016

Фото: © Iaroshenko / Bigstockphoto

В 2015 году валовые сборы гречихи в мире выросли после падения 2013-2014 гг. - объемы производства наращивают как Россия, так и Китай, на которые в совокупности приходится две трети от мирового объема производства. По прогнозам экспертов, в 2016 году тенденция продолжится. Так, посевные площади гречихи в России составили 1 013 млн. га, что на 5,9% превысило показатель предыдущего года. В случае отсутствия серьезных погодных катаклизмов, объемы производства гречихи в мире в 2016 году могут превысить 2 300 тыс. тонн, что будет являться пиковым значением с 2007 года. Производители могут столкнуться с проблемами сбыта, и будут вынуждены искать новые ниши на рынке гречки. 

Гречиха - относительно неприхотливое растение родом из северной Индии, где ее можно встретить в дикой форме. Однако, широкое распространение гречиха (гречиха посевная) получила в умеренных широтах, как устойчивая к прохладному температурному режиму, и влаголюбивая культура. Так, наиболее обширные посевные площади находятся в Китае и России, и именно эти две страны являются основными игроками на рынке.

По данным исследования, проведенного компанией IndexBox, на первом месте по объему производства находится Китай (700 тыс. тонн в 2014 году), за ним следует Россия (661,8 тыс. тонн в 2014 году), - на данные две страны приходится две трети от объемов производства гречихи в мире. Прочие страны, среди которых главным образом представлены страны Европы, следуют со значительным отставанием. Динамика производства гречихи за 2007-2014 гг. была относительно стабильна только в Китае, в то время как в других странах-лидерах наблюдались скачки. Так, наиболее заметно падение объемов производства в 2010 году из-за жаркой погоды и засухи, распространившихся по территории стран СНГ. Объемы производства гречихи в России резко упали на 40% относительно уровня 2009 года, что отразилось и на мировой динамике.

Помимо погодных условий, также ограничительным фактором является сокращение посевных площадей в пользу более конкурентоспособных культур. Действительно, гречиху во многом можно отнести к «маргинальной» культуре, спрос на которую ограничен. Это заметно при сопоставлении показателей производства и потребления.

Топ-5 стран по показателям убранных площадей, производству и потреблению гречихи представлены на рисунке ниже. Интересно, что рейтинг по данным показателям практически идентичен по странам, что означает незначительную интенсивность торговли между странами: объемы мирового экспорта не превышают 10% от объемов производства. Это является довольно редким случаем, когда потребление продукции привязано к местам ее производства. Крупнейшей страной, импортирующей гречиху, является Япония (31% от мирового объема импорта в 2014 году).

Для большинства стран мира гречневая каша, получаемая из гречихи, является нетрадиционным продуктом питания, и широко распространена лишь в постсоветском пространстве, и отдельных европейских странах. Самые высокие показатели среднедушевого потребления (среди лидеров по объемам потребления гречихи) приходились в 2014 году на Литву (7,4 кг/чел), Россию (4,4 кг/чел), Украину (3,7 кг/чел), Казахстан (3,2 кг/чел). В данных странах рынок гречихи близок к насыщению, и перспектив для расширения объемов потребления нет, равно как нет предпосылок и для серьезного падения, - внутреннее потребление ожидается стабильным.

Перспективным с точки зрения рынка сбыта можно рассматривать Китай - среднедушевой показатель потребления гречихи в 2014 году составил там всего 0,5 кг/чел. Особенно интересен стал китайский рынок для российских производителей гречихи в конце 2014 года, когда произошло резкое обесценивание рубля, и стало выгодно экспортировать товары за рубеж, получая дополнительную выгоду. Основным конкурентом гречихи, являющейся крупяной культурой, является рис, особенно популярный в Китае. Высокие объемы собственного производства риса являются барьером для развития потребления гречихи в Китае, однако положительные темпы роста потребления гречихи показывают наличие и рост спроса на продукцию (среднегодовые темпы прироста потребления за 2007-2014 гг. составили +2,3%).

Что касается стран, для которых гречиха не является традиционной культурой (такие, как США, Канада, страны Южной Америки), то их можно рассматривать как рынки сбыта крупы, либо отходов от ее обработки (отруби, шелуха) в качестве корма для сельскохозяйственных животных. Расширению рынков сбыта может способствовать оптимизация производственно-логистических процессов.

Рынок гречихи в настоящий момент во многом ограничен ареалами выращивания данной культуры. Основными игроками на протяжении последних лет являются Китай и Россия. В среднесрочной перспективе объемы и география потребления гречихи глобально не изменятся - рынок является в большой степени консервативным. Однако, для расширения своего присутствия, игрокам следует искать пути для распространения своей продукции в мире.