Производство лифтов: болезни роста
Электрооборудование, электроника и оптика 19 декабря 2013По мере удовлетворения спроса на замену изношенных лифтов в домах советской постройки, российские производители, увеличивающие в последние годы объёмы выпуска вслед за растущим российским рынком, вынуждены искать новые рынки сбыта. Как наши заводы решают эту непростую задачу и станут ли российские лифты конкурентной продукцией на мировом рынке?
Темп роста российского рынка лифтов в 2012 году сократился до 116% (годом ранее этот показатель составлял 124%), что свидетельствует о постепенном приближении рынка к насыщению. Высокие темпы роста рынка в 2011 и 2012 годах обеспечил повышенный спрос со стороны организаций, занимающихся заменой изношенных пассажирских лифтов в домах советской постройки, поскольку сроки службы большинства российских лифтов предыдущего поколения подошли к концу именно в эти годы. В 2013 году спрос на замену лифтов начал сбавлять обороты - по итогам текущего года ожидается рост рынка всего на 4%. При этом, в 2012 году резко вырос спрос на лифтовое оборудование на рынках стран СНГ, так как лифты в этих странах устанавливались в то же время, что и в России и также требуют срочной замены. Таким образом, увеличившиеся за последние годы импортные поставки будут частично перераспределены в СНГ, в связи с чем, импорт на Российском рынке в ближайшие годы будет стагнировать.
Стоит отметить, что китайская продукция в общем объёме импорта (без учета поставок из стран Таможенного союза) занимают всего чуть менее 25%. Столь малая доля Китая в импорте, по словам представителя завода ООО «СИБЛИФТ», связана с неудачным опытом поставок недорогих Китайских лифтов в Сибирь и на Дальний восток 2 года назад, когда было выявлено несоответствие большей части данных лифтов российским стандартам безопасности. Этот прецедент надолго избавил российских производителей от ценовой конкуренции с китайской продукцией. Таким образом, заметную конкуренцию российским производителям в эконом-сегменте в настоящее время составляет лишь белорусский производитель ОАО «Могилевлифтмаш», доля рынка которого в 2012 году составляла около 15%. Что же касается премиум-сегмента, то на нём преобладает весь остальной импорт европейского происхождения - лифты данной ценовой категории устанавливают, как правило, в крупных торговых и бизнес центрах, а так же в элитных жилых домах.
Доля российских лифтов на рынке в 2012 году составила 63,3%, при этом производство в последние годы росло вместе с рынком на 18-19% в количественном выражении. Концентрация производителей на рынке весьма высока - на долю 2-х крупнейших российских предприятий ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» и ОАО «Карачаровский механический завод» в 2012 году приходилось в совокупности чуть менее 56% рынка. Большинство лифтов российского производства относятся к низкому ценовому сегменту. Исключением является продукция ООО «Отис Лифт», которую можно отнести к среднему ценовому сегменту.
Многие участники рынка отмечают, что помимо российских заводов на территории РФ функционируют и небольшие иностранные предприятия по «отвёрточной» сборке лифтов из импортных комплектующих. Успех данных предприятий обусловлен тем, что данный способ ведения бизнеса намного выгоднее поставок в Россию готовых изделий. Крупным российским предприятием, которое осуществляет сборку лифтов из импортных комплектующих (параллельно с полным циклом производства) является ООО «Отис Лифт».
В завершении статьи, не могу не отметить, что в ходе общения с российскими производителями в рамках проведения маркетингового исследования «Рынок лифтов. Ноябрь 2013», мне особенно бросалась в глаза отличная осведомлённость большинства производителей о событиях, происходящих на рынке и о ситуации на предприятиях - конкурентах. Исходя из своего опыта, считаю это обстоятельство пусть и субъективным, но достаточно весомым подтверждением профессионализма работников данной отрасли, что, безусловно, скажется на её дальнейшем развитии самым лучшим образом.