Рынок сигарет в России: Производство в 2015 снизилось на 3%
Сигареты и табак 20 марта 2016Помесячная динамика производства сигарет в 2015 году не имеет однозначного тренда, а прирост по итогам января 2016 года на 23% г/г не дает уверенности в том, что производство будет расти и дальше.
Российские предприятия показывают неустойчивую динамику производства сигарет на протяжении 2015 года. По результатам анализа рынка сигарет, проведенного аналитиками Индексбокс Маркетинг, объем производства в декабре 2015 года в натуральном выражении сократился на 5,3% г/г.
Спрос и предложение на рынке сигарет в России
Совокупное падение объемов производства по итогам 2015 года составило 3% г/г. Специалисты Индексбокс отмечают падение спроса со стороны населения: реальные доходы населения в 2015 году сократились на 4% г/г, наблюдается переход к сберегающей модели потребления. Оборот розничной торговли за аналогичный период снизился на 9% г/г. Снижение спроса на сигареты, с другой стороны, обусловлено ростом популярности электронных имитаторов табакокурения, а также повышением интереса к здоровому образу жизни.
Динамика производства сигарет в России
Объем производства сигарет в России
Объем производства сигарет в стоимостном выражении отличается от динамики производства в натуральном выражении, имея при этом более выраженный рост. Так, в 2015 году объем производства в стоимостном выражении оказался на 36% выше г/г. Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании Индексбокс, себестоимость производства продукта значительно выросла из-за подорожания сырья, ввозимого из-за рубежа, что отразилось на конечной стоимости и темпах роста производства. Так, объем импорта курительного табака в 2015 году вырос почти в 5 раз по сравнению с 2014 годом, и превысил 2 тыс. тонн.
В структуре рынка сигарет основной объем по-прежнему приходится на сигареты с фильтром: в 4 кв. 2015 г. было произведено 91,6 млрд. штук, что составляет 82,5% от совокупного объема производства в натуральном выражении. Отсутствие структурных изменений производства продукции по товарным категориям обусловлено устойчивым спросом со стороны потребителей.
Ключевые позиции на российском рынке сигарет занимают транснациональные компании: Philip Morris International имеющий производственные филиалы в Ленинградской области (ЗАО «Филип Моррис Ижора») и Краснодаре (ОАО «Филип Моррис Кубань»), British American Tobacco - фабрики «БАТ-СПб» в Санкт-Петербурге и «БАТ-СТФ» в Саратове, JTI - ЗАО «Лиггетт-Дукат» в Москве и ООО «Петро» в Санкт-Петербурге.
Рынок сигарет в России: ключевые производители
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Северо-Западный федеральный округ: в 4 кв. 2015 года там было произведено 57,9 млрд. сигарет, что составляет 52,3% от совокупного объема. На втором месте с долей 23,3% находится Южный федеральный округ, на третьем месте - Центральный федеральный округ с долей 13,7%. В совокупности на данные федеральные округа приходится 89,4% от российского объема производства в 4 кв. 2015 года, в то время как в 1 кв. 2015 года на те же округа приходилось в совокупности 94,9%%. Снижение доли объясняется подготовкой к закрытию производства «Лиггетт-Дукат» в Москве и работами по расширению производственных мощностей на заводе ООО «Петро».
Прогноз развития отечественного рынка сигарет
Основной причиной отсутствия явно выраженной позитивной динамики оборота розничной торговли остается усиливающийся дефицит платежеспособного спроса. Снижение роста реальных располагаемых денежных доходов населения (на 4% в 2015 году) и высокий уровень цен (цены на товары в 2015 году выросли на 15%) усугубились высоким уровнем кредитной нагрузки для населения.
Ослабление национальной валюты также оказало влияние на изменение потребительской модели поведения домашних хозяйств от потребления к сбережению. Высокий уровень нормы сбережения (14,3% в 2015 году против 9,3% в 2014 году) сдерживает потребительскую активность населения, и с учетом сокращения реальных доходов в 2015 году, оборот розничной торговли сократится на 8,5%.
В 2017-2018 гг. основными драйверами позитивных перемен в розничной торговле станут рост денежных доходов населения, снижение инфляционного давления, расширение кредитования банками покупок населением товаров длительного пользования. Коррективы в потребительской модели поведения домашних хозяйств по использованию денежных доходов будут способствовать росту потребительского спроса со стороны домашних хозяйств.