Российский рынок картонной потребительской тары продолжает расти
Тара и упаковка 3 июля 2018Рынок картонной потребительской тары в России в 2016 году вырос на 0,9% до 805,3 тыс. тонн. Подобная динамика была обусловлена активизацией отечественных производителей в экспортном направлении из-за благоприятной конъюнктуры вследствие девальвации рубля. В свою очередь, сегмент картонной потребительской тары для жидкой пищевой продукции в настоящий момент испытывает спад. По итогам 2016 года сокращение совокупного предложения составило 1,8%.
По данным исследования Индексбокс Маркетинг, на российском рынке картонной потребительской тары для жидкой пищевой продукции преобладает отечественная упаковка, причем ее доля растет, и по итогам 2016 года достигла 94,6%.
Объем и динамика российского рынка картонной потребительской тары
Рынок картонной потребительской тары в 2016 году вырос на 0,9% до 805,3 тыс. тонн. Подобная динамика была обусловлена активизацией отечественных производителей в экспортном направлении, когда объем поставок за рубеж вырос на 1/3.
В среднесрочной перспективе рынок продолжит расти на 2,6% ежегодно. Ключевым драйвером роста выступит сегмент упаковки для жидкой продукции за счет повышения спроса на асептическую упаковку со стороны ритейлеров, ужесточивших требования к упаковке и расширяющих свое региональное присутствие сети в условиях ожидаемого роста благосостояния населения (восстановление объемов потребления соков и соковой продукции) и улучшения общеэкономической ситуации в стране в целом.
Объем предложения на рынке картонной потребительской тары в 2013-2016 гг. и прогноз на 2017-2021 гг., тыс. т (в рамках базового сценария развития)
Структура рынка картонной потребительской тары: производство, экспорт, импорт, потребление
Объем импорта картонной потребительской тары в 2016 году составил 61,1 тыс. тонн, что составляет 7,6% совокупного объема рынка в натуральном выражени. Доля экспорта от объема производства составила 8,4%. На рынке преобладает отечественная продукция, доля которой постепенно увеличивается (порядка 92,4% в 2016 году).
Динамика и структура рынка картонной потребительской тары в 2013-2016 гг. и прогноз до 2021 г., тыс. т (в рамках базового сценария развития)
Структура рынка картонной потребительской тары по назначению
В 2016 году потребление картонной потребительской тары составило 805,3 тыс. тонн, при этом больше всего картонной тары используется в качестве упаковки для жидких пищевых продуктов (порядка 40% в натуральном выражении), на втором и третьем местах упаковка для фармацевтической продукции и стеклянной тары (по 10%). По 7,5% от общего потребления картонной потребительской упаковки в РФ приходится на упаковку для табачной продукции, по 5% - на упаковку для парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии. Доля бумажных стаканчиков в общем объеме потребления картонной упаковки составляет порядка 4% (в среднем ежегодно в РФ потребляется около 5 млрд шт.). На долю картонной упаковки для кондитерских изделий приходится 4%, на упаковку для замороженной продукции и полуфабрикатов – 3,5%, на упаковку для товаров длительного пользования (мебели, бытовой техники, электроники и т.д.) – 2,5%, на упаковку для прочих товаров (игрушек, сувениров, тектиля, кожгалантереи, обуви и т.д.) – порядка 8,5%.
Структура потребления картонной потребительской тары в РФ по назначению в 2016 г., в натуральном выражении
Рынок картонной потребительской тары: Прогноз развития
Ожидается, что в среднесрочной перспективе сегмент картонной упаковки для жидких продуктов выступит ключевым драйвером рынка потребительской тары и начнет восстанавливаться в условиях улучшения общеэкономической ситации в РФ и ожидаемого роста уровня благосостояния населения. Ежегодный прирост составит порядка 1% за счет повышения спроса на асептическую упаковку со стороны производителей (г.о. соков), вызванного ужесточением требований к упаковке жидкой продукции со стороны ритейлеров, а также расширением географии присутствия (выход на региональные рынки).
Источник: Рынок картонной упаковки. Маркетинговое исследование