Рынок самосвалов России: производство перестало буксовать
Строительная техника и инструмент 14 августа 2016Фото: © bfoxfoto / Bigstockphoto
Рынок самосвалов России испытывал спад с 2013 года. За период 2013-2015 гг. объем выпуска отечественных самосвалов уменьшился в 3,5 раза, а импорт сократился в 2,3 раза. Сложившаяся ситуация на рынке обусловлена, с одной стороны, снижением платежеспособности потребителей, с другой - сокращением объема строительных работ (на 7% в 2015 году). Однако в 2016 года на рынке наметилась тенденция к росту объемов выпуска отечественных самосвалов.
По результатам анализа рынка самосвалов, проведенного аналитиками Индексбокс Маркетинг, в 2015 году объем выпуска данной техники составил 3040 единиц, сократившись по отношению к 2014 году на 56,3%. В первом полугодии 2016 года рынок выпуск самосвалов увеличился по сравнению с первым полугодием 2015 года на 11,1% и достиг 1689 единиц.
Импортные поставки самосвалов в 2015 году сократились на 57,4% по сравнению с 2014 годом. При этом по итогам 2015 года на российском рынке самосвалов сложилась нетипичная ситуация, когда доля отечественной продукции сократилась до 20% (в 2013 и 2014 годах доля российской продукции держалась на уровне 70%). Связано это с тем, что отечественные производители переориентируются на экспорт и снижают объемы поставок на внутренний рынок.
Многие строительные компании сейчас стараются не покупать новую технику, а продлевают сроки службы имеющейся. По этой причине производители активизировали продажу запасных частей. Также на рынке можно выделить следующие тенденции:
- российские предприятия-производители переориентируются на экспорт, т.к. в условиях сокращения внутреннего спроса и обесценивания рубля отечественная продукция становится более конкурентоспособной на внешних рынках;
- укрепляется сотрудничество российских и зарубежных производителей самосвалов;
- текущее финансовое состояние потребителей не позволяет комплексно обновлять парк.
Динамика производства самосвалов в России
Динамика производства самосвалов в стоимостном выражении повторяет динамику производства в натуральном выражении, характеризуясь при этом менее выраженным падением. Так, в 2015 году объем производства в стоимостном выражении оказался на 50,8% ниже г/г, а в первом полугодии 2016 года объем производства в стоимостном выражении вырос на 15,7%. Согласно данным исследования, проведенного специалистами компании Индексбокс, себестоимость производства самосвалов выросла из-за подорожания комплектующих и основных узлов, в том числе ввозимых из-за рубежа, что отразилось на конечной стоимости и темпах роста производства.
Объем производства самосвалов в России
Ведущим производителем самосвалов в России в настоящий момент является ПАО «КАМАЗ». Также к числу производителей самосвалов следует отнести ПАО «НЕФАЗ», ОАО «САРАНСКИЙ ЗАВОД АВТОСАМОСВАЛОВ» и АО «АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД «УРАЛ». Помимо отечественных производителей на российском рынке самосвалов заметную роль играет белорусская компания ОАО «МАЗ».
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ: в первом полугодии 2016 года там было произведено 1630 самосвалов, что составляет 96,5% от совокупного объема. На втором месте с долей 3,5% находится Уральский федеральный округ. Стабильное распределение долей в совокупном объеме производства показывает равномерное внутригодовое использование мощностей во всех федеральных округах.
Рынок самосвалов в России: география производства
Прогноз по рынку самосвалов
Согласно оценке представителя ООО «ГрузСпецАвто», роста на отечественном рынке самосвалов в ближайшие годы не ожидается. Объем импорта в среднесрочной перспективе будет сокращаться, т.к. введение утилизационного сбора приведет к удорожанию зарубежной техники. На ситуацию могут повлиять правительственные меры, направленные на поддержку отечественных машиностроителей.
В компании ООО «Современный Дорожный Комплекс» отмечают, что в среднесрочной перспективе отечественное производство самосвалов будет восстанавливаться, в том числе и по причине того, что парк автомобильной техники нуждается в обновлении. Способствовать восстановлению рынка будет также оживление в строительной сфере (Минэкономразвития прогнозирует рост объема строительных работ с 2017 года). В среднесрочной перспективе драйверами роста рынка могут стать реализация Федеральных программ по развитию транспортного комплекса, жилищного строительства, подготовка инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, а также поддержка машиностроительного комплекса со стороны правительства в рамках реализации программ импортозамещения.