Рынок хлеба и хлебобулочных изделий в России за год не изменился
Хлеб и макаронные изделия 19 марта 2018Объем потребления на российском рынке хлеба и хлебобулочных изделий в 2016 году составил 6,6 млн т, что на 2% ниже уровня 2015 года. По предварительным итогам 2017 года объем видимого потребления хлеба и хлебобулочных изделий также составит 6,6 млн т. При этом российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий на 98% состоит из продукции отечественного производства.
По результатам исследования Индексбокс Маркетинг, выраженной тенденцией в настоящее время является рост интереса населения к здоровому питанию и, соответственно, новым сортам хлебной продукции с добавленной пищевой ценностью. Хлеб и хлебобулочные изделия является одним из базовых продуктов питания, поэтому спрос на данный вид продукции остается стабильным.
Структура рынка хлеба и хлебобулочных изделий: производство, экспорт, импорт, потребление
Российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении практически полностью состоит из продукции отечественного производства (98%). Доля импортной продукции составляет 2%. Порядка 3% произведенной хлебной продукции поставляется на экспорт.
Динамика и структура рынка хлеба и хлебобулочных изделий в 2013-2017 (О) гг. и прогноз до 2025 г., млн т (в рамках базового сценария развития)
Структура потребления по федеральным округам
Хлеб и хлебобулочные изделия являются одним из основных товаров, присутствующих в потребительской корзине.
Потребителями хлеба являются конечные покупатели, коммерческие организации (торговые сети, комбинаты питания и т.д.), а также государство при осуществлении госзакупок на тендерных условиях для госучреждений (образовательных, медицинских и т.п.)
В 2016 году наибольшая доля видимого потребления хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении приходилась на Приволжский, Уральский и Центральный ФО (14,9%, 11,3% и 11,0% соответственно). Далее следуют Сибирский ФО с долей 11% и Северо-Западный ФО (10,5%).
Структура потребления хлеба и хлебобулочных изделий по федеральным округам в 2013-2017(О) гг., в натуральном выражении
Среднедушевое потребление
В динамике среднедушевого потребления хлеба и хлебобулочных изделий наблюдается тенденция к постепенному снижению потребления хлебной продукции. Так, в 2013 году потребление продукции составляло 47,6 кг/чел., то в 2016 году этот показатель составил 45,6 кг/чел. Это связано с тем, что востребованность традиционных видов хлебной продукции снижается вследствие смены потребительских предпочтений. По итогам 2017 года потребление хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения составит 45,8 кг/чел.
Потребление хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения в 2013-2017(О) гг., кг/чел.
Структура производства хлеба и хлебобулочных изделий по федеральным округам
Существенную роль в расположении производственных мощностей по изготовлению хлеба и хлебобулочных изделий играет потребительский фактор: хлеб и хлебобулочные изделия являются продукцией с недлительными сроками хранения, поэтому предприятия находятся в непосредственной близости от конечных потребителей. В связи с этим структура производства по федеральным округам РФ в большой степени определяется численностью населения и структурой спроса на продукцию, а также покупательной способностью населения.
Основной объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в России в 2016 году в натуральном выражении приходился на Центральный и Приволжский ФО (29% и 20% соответственно).
Структура производства хлеба и хлебобулочных изделий по ФО в 2013-2017(О) гг., в натуральном выражении
Основные участники рынка
Производством хлеба и хлебобулочных изделий на российском рынке занимается более 10 тыс. компаний.
Наиболее крупными отечественными производители хлеба и хлебобулочных изделий в РФ являются:
- ООО «Фацер»,
- ОАО «Каравай»,
- «Чипита Санкт-Петербург» (г. Санкт-Петербург),
- ОАО «Хлебпром» (Челябинская область),
- «КДВ «Яшкино» (Кемеровская область),
- ЗАО «Атрус» (Ярославская область),
- «Кондитерско-булочный комбинат «Черемушки»,
- «Булочно-кондитерский комбинат «Коломенский» (г. Москва).
Рынок хлеба и хлебобулочных изделий: прогноз развития
В среднесрочной перспективе развитие рынка хлеба и хлебобулочных изделий будет происходить в основном за счет роста спроса на нетрадиционные сорта продукции с более сложной рецептурой. Ежегодное увеличение объемов рынка, как ожидается, составит в среднем +2% (в рамках базового сценария развития). Основными драйверами роста должны стать модернизация производства и улучшение качества и расширение ассортимента хлебопекарной продукции.
Источник: Рынок хлеба и хлебобулочных изделий. Маркетинговое исследование