Рынок керамической плитки: итоги 2015 года

Сантехника и керамика 9 марта 2016

Российский рынок керамической плитки и керамогранита завершил прошедший год с умеренными результатами. Не смотря на весьма неблагоприятную конъюнктуру зафиксирован спад менее, чем на 2%. Причем больше всего от него пострадали не производители, а импортеры. В статье рассмотрены нюансы ситуации и дан прогноз.

В целом, в России 2015 г. оказался шоковым для экономики - в полной мере сказались последствия санкций и контрсанкций, трансформация политики Банка России и обесценивание рубля. Особенно драматичными были первые месяцы, когда после одномоментного роста ставок по всем кредитам деловая активность на внутреннем рынке практически замерла.

С мая начался переход на так называемую «сберегающую модель потребления» - предприятия с валютной выручкой наращивают депозиты, население значительно сократило расходы, в особенности на продукты, не являющиеся товарами первой необходимости.

Вместе с тем, полной заморозке расходов все-таки не произошло. Постепенно раскупалась бытовая техника, некоторые поставщики которой зафиксировали по итогам года рост выручки. По свидетельствам строительных оптовиков, многие вложили деньги в недорогой ремонт.

На рынка недвижимости в первые месяцы года, напротив, наблюдался ажиотаж: в 2014 г. сформировался «навес» готового к вводу жилья. Начиная с декабря, девелоперы ударно сдавали все незавершенные проекты, чтобы встретить кризис, имея на руках высоколиквидные активы. Этот тренд сохранялся и в первые месяцы

2015 г. В результате рост ввода жилья составил 103,4%, правда, в основном за счет первого квартала, в котором его темпы превысили 130%. Начиная с мая предложение недвижимости демонстрирует отрицательную динамику (см. рисунок 2).

При этом продажи квартир упали на треть еще в первые месяцы года - сразу после кратковременного всплеска, когда свои средства потратили обеспеченные лица, имеющие сбережения размером в несколько миллионов рублей. После этого продажи жилья стабилизировались на достаточно низком уровне.

Как видно из представленных иллюстраций, динамика предложения плитки практически повторяет картину ввода жилья - всплеск спроса в первые месяцы дал по итогам года 4%-ый прирост производства, но фактически оно снижается с апреля.

На фоне стагнации внутреннего спроса начала расти доля экспорта. Этому способствовало и то, что часть российских предприятий принадлежат иностранному бизнесу, который может регулировать соотношение внутринациональных и международных поставок на уровне головного офиса.

Следствием транснациональной сбытовой политики является и то, что по итогам года доля импорта упала не слишком значительно - на 2 п. п. (с 32% до 30%). Кроме того, она и так сильно снизилась в 2014 г.

 

В Россию из-за рубежа ввозятся в основном не слишком массовые коллекции, производство которых на наших заводах признанно нецелесообразным, либо дешевая плитка из постсоветских республик и Китая. Примечательно, что доля импорта росла практически в те же месяцы, что и отгрузка продукции за рубеж - июнь, июль, ноябрь.

В течение 2015 г. строительный рынок медленно, но планомерно сжимался в связи с ухудшением макроэкономических показателей и падением доходов населения. Однако, не смотря на сокращение экспортных доходов, рост безработицы, внутренние проблемы и внешнее давление, катастрофы пока не произошло. Россияне продолжают ходить в кафе и магазины, покупают, хотя и реже, квартиры и делают в них ремонт.

Не смотря на спад продаж жилья на 30% и снижение его предложения на 15%, потребление керамической плитки и керамогранита сократилось не так значительно.

Текущий год, вероятно, пройдет под знаком медленного ухудшения ситуации. Тем не менее, аналитики рынка недвижимости прогнозируют спад предложения не более, чем на 2 - 2,5% процента.

Наиболее тревожная предпосылка на данный момент - снижения числа выходящих на рынок новых проектов и закладки новых котлованов. Это создает предпосылки для дефицита предложения жилья в 2017 г. Даже в том случае, если ситуация в экономике в 2017 - 2018 г. начнет нормализовываться, застройщики в любом случае не успеют на отреагировать и произойдет рост цен. К этому же времени, вероятно будет приурочено и серьезное обострение конкуренции на рынке керамической плитки - ресурс импортозамещения и закрытия неконкурентоспособных заводов уже практически исчерпан. А значит, всем участникам рынка понадобиться много работать, чтобы сохранить выручку хотя бы на прежнем уровне.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок керамической плитки и керамогранита