Рынок насосов и насосного оборудования в России демонстрирует рост

Энергетические машины и двигатели 21 июня 2016
Автор статьи: IndexBox

рынок насосов, рынок насосного оборудования

Анализ рынка насосов, проведенный аналитиками Индексбокс Маркетинг, показал, что отрасль растет на протяжении последних трех лет. В частности, в 2015 году рост составил 10% в натуральном и 21% в стоимостном выражении. В данном обзоре рассмотрены ключевые участники рынка, основные тенденции развития, а также факторы, оказывающие влияние на развитие рынка насосов.

Объем производства насосов в России

Российский рынок насосов и насосного оборудования, объем которого в 2015 году составил 205 млрд. руб. (рост на 21% по сравнению с 2014 годом), можно разделить на две большие группы: первую составляют насосы для бытовых нужд и водного хозяйства, вторую - разнообразные промышленные насосы. Позиции отечественных производителей традиционно сильны в сегменте промышленных насосов, в то время как сегмент насосов для бытового использования все активнее осваивается зарубежными поставщиками, прежде всего китайскими.

Основной объем продаж насосов приходится на водное хозяйство, энергетику и нефтегазовую сферу. Поскольку насосы существенно различаются по своим размерам и стоимости, то анализ структуры потребления по отраслям приведен в стоимостном выражении. Лидером в потреблении насосного оборудования является нефтегазовая отрасль (52,3%), включающая в себя добычу, транспортировку и переработку нефти и газа. Насосы для водного хозяйства (в эту группу нами объединены погружные скважинные насосы, вибрационные насосы для домовладений, насосы для водоснабжения и ЖКХ), в 2015 году занимало на российском рынке насосного оборудования долю в 22,8%. Значительная часть насосов потребляется энергетикой (7,2%), на оставшиеся отрасли приходится 17,7%.

Потребление насосов по отраслям в России

Основные отечественные производители насосов 

На российском рынке насосов преобладает продукция импортного производства, доля которой на протяжении последних лет сохраняется на уровне в 58 - 63%. В Россию поставки насосного оборудования осуществляют несколько тысяч компаний, при абсолютное большинство из них за год ввозит всего десятки или сотни изделий. Крупнейшими импортерами насосов в настоящее время являются компании «Grundfos» и «Wilo», остальные поставщики в сумме обеспечивают около 90% импорта (из них 66% китайского производства).

В России к настоящему времени действует свыше 100 конкурентоспособных производителей. Наследием начало 2000-х существование нескольких крупных холдингов, специализирующихся на производстве насосного оборудования, а также узлов на его основе (ОАО «Группа ГМС», ЗАО «Римера», ООО «ПК «Борец»). Насосное оборудование выпускают также многопрофильные машиностроительные предприятия, такие как ЗАО «Новомет-Пермь», ООО «БМЗ», ЗАО «Элкам-Нефтемаш», ЗАО «Катайский насосный завод», ОАО «ЛЕПСЕ», АО «Пролетарский завод» и др.

В 2005 году в Истринском районе Московской области локализовал свое производство, а затем в 2011 году запустил вторую производственную линию датский концерн «Grundfos», выпускающий насосы для водоснабжения, ЖКХ и различных отраслей промышленности. Производственные мощности в России имеет также немецкая компания «Wilo», в 2016 году открывшая завод в Московской области.

Рынок насосов в России в 2016: особенности конкуренции

По данным Индексбокс Маркетинг, к ключевым факторам, которые определяют выбор продукции на рынке насосного оборудования, относятся:

• цена;
• известность торговой марки;
• репутация компании-производителя;
• надежность насосного оборудования;
• пригодность использования в конкретных технологических условиях;
• наличие сервисного постпродажного обслуживания.

Ценовой фактор наиболее важен в массовом сегменте (насосы для домовладений и бытовые насосы). Как раз по этой причине на рынке насосного оборудования в целом велика роль китайских насосов.

Известность конкретной торговой марки и ее репутация определяют рыночное присутствие ведущих мировых производителей (Grundfos, Wilo, Xylem) на российском рынке, позиции которых достаточно устойчивы.

Возможность сервисного постпродажного обслуживания насосного оборудования со стороны производителя также является значимым фактором выбора - по оценкам участников рынка, в настоящее время востребованы комплексные решения, включающие в себя проектирование, производство, доставку, установку, настройку и техническое обслуживание насосного оборудования.

На рынке промышленных насосов надежность оборудования и его пригодность для использования в конкретных технологических процессах (перекачка вязких, токсичных или химически активных жидкостей, работа в условиях агрессивной среды, высокой интенсивности производства и т.д.) является определяющим фактором выбора.

Очень часто потребители сотрудничают с единственным поставщиком оборудования, с которым сложились крепкие деловые связи, чья продукция полностью отвечает технологическим требованиям заказчика, заложенным на уровне проектной документации объекта. Наиболее востребована в данном сегменте продукция предприятий холдинга ОАО «Группа ГМС», а также ОАО «Ижнефтемаш» и ОАО «Алнас» (входят в ГК «Римера»), ООО «ЛеМаЗ» в составе ООО «ПК «Борец», ЗАО «Новомет-Пермь».

Драйверы роста рынка насосов в России

В период с 2013 по 2015 год рост российского рынка насосного оборудования был обеспечен возрастающим спросом со стороны потребляющих отраслей. Так, по данным Минэкономразвитя, в 2015 году, не смотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, рост продемонстрировали такие отрасли, как сельское хозяйство (+3%), пищевая промышленность (+2%), химическая промышленность (+6,3%), атомная энергетика (+8,1%). За рассматриваемый период добыча нефти выросла с 523 млн. тонн в 2013 до 534 млн. тонн в 2015 году. Всё это вселяет надежду на то, что рынок будет расти и дальше.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок насосов и насосного оборудования


Рекомендации

Рынок котлов центрального отопления. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок котлов центрального отопления. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок насосов для транспортировки нефти. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок насосов для транспортировки нефти. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок насосов для энергетики (тепловая и атомная энергетика). Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок насосов для энергетики (тепловая и атомная энергетика). Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок промышленных котлов. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок промышленных котлов. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок электродвигателей. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок электродвигателей. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок ДВС (двигателей внутреннего сгорания). Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок ДВС (двигателей внутреннего сгорания). Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок тепловозов. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок тепловозов. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок промышленной вентиляции и кондиционирования. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок промышленной вентиляции и кондиционирования. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок турбин (паровых, газовых, гидравлических). Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок турбин (паровых, газовых, гидравлических). Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.

Рынок насосов и насосного оборудования. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг. Рынок насосов и насосного оборудования. Маркетинговое исследование - Итоги 2023. Прогноз на 2024-2030 гг.

89 900 руб.