Рынок акриловых ванн и душевых кабин в России: Сокращение производства в 2015
Сантехника и керамика 7 июля 2016Фото: © PlusONE / Bigstockphoto
Потребление акриловых ванн и душевых кабин в 2015 году сократилось на 22,9% к уровню 2014 г.
Согласно исследованию рынка акриловых ванн и душевых кабин, ощутимое снижение потребления произошло за счет колоссального спада спроса на импортную продукцию (-40% 2015/2014). В сложившейся ситуации отечественные производители зачастую характеризуют рыночные тенденции положительно: спрос на их продукцию не упал, а позиции на рынке укрепились.
По оценке специалистов Индексбокс объем предложения на российском рынке акриловых ванн и душевых кабин в 2015 году снизился на -22,9% к уровню 2014 года. Основной причиной стало сокращение импорта душевых кабин и ванн, ввиду повышения их цены из-за девальвации рубля и последующим сокращением реальных располагаемых доходов населения.
Доля импортной продукции неуклонно сокращалась с 2013 года и вышла в «крутое пике» в прошедшем году, достигнув показателя 44,9% (в 2014 г. 58,4%). По мнению представителя салона сантехники «San Moll» данная тенденция весьма очевидна: удорожание импортной продукции происходит в соответствии с разницей курса, то есть цены увеличились как минимум вдвое. Образовавшийся крест «производство-импорт» характеризует тенденции рынка в ближайшей перспективе: при отсутствии роста реальных доходов населения и сохранении паритета национальной валюты отечественная продукция будет сохранять лидерство в России.
Рынок акриловых ванн и душевых кабин в России: производство по происхождению
Существуют принципиальные различия между рынками ванн и душевых кабин. Производство акриловых ванн обеспечивает большинство потребностей в стране: в 2015 г. доля составила 78,5% в натуральном выражении и 74,2% в стоимостном выражении. Для душевых кабин наоборот характерно преобладание зарубежной продукции, на внутреннее производство приходится только 18,5% в натуральном выражении. Таким образом, снижение импорта, в первую очередь, привело к «проседанию» сегмента душевых кабин, поэтому в масштабах единого рынка доля душевых кабин в 2015 г. продолжила уменьшение. Кроме того, средние цены на душевые кабины выше, чем на ванны, что также приводит к снижению спроса на данную продукцию. Однако для обоих рынков вполне очевидна тенденция роста доли внутреннего производства.
Производство акриловых ванн и душевых кабин по виду продукции в России
Для отечественных производителей негативная динамика не столь очевидна. Снижение реальных доходов населения и объемов работ в строительном секторе нивелируется снижением импорта продукции, что позволяет некоторым российским компаниям не только «держаться на плаву», но и увеличивать производство. Гораздо хуже ощущают себя компании с большой долей производства более высоких ценовых сегментов.
По мнению экспертов крупнейших компаний, в частности представителя ООО «БАСС», если не учитывать фактор кризиса, в целом спрос на акриловые ванны растет, что связано с постепенной сменой потребительских предпочтений от стальных и чугунных ванн в пользу акриловых.
Рынок акриловых ванн и душевых кабин в России: ключевые производители
Рынок акриловых ванн и душевых кабин отличается большим количеством компаний и высокой конкуренцией, поэтому не существует доминирующих производителей: доли лидеров не превышают 10% в суммарном объеме производства. Однако можно выделить ряд компаний, которые характеризуются широким представительством на российском рынке и занимают наиболее прочные позиции. Среди них ООО «Мереон» (бренд «Тритон»), ООО «Акрилан», ООО «Ванная комната» (бренд 1МарКа), Филиал ООО «Керамика» в г. Новочебоксарск, ООО «БАСС», ООО «Акванет» и ЗАО ПК «РАДОМИР-ПЛАСТ-ФОРМ». Как отмечают эксперты рынка, значительных структурных сдвигов между игроками за последние 2-3 года не произошло.
На продукцию отечественных производителей сохраняется стабильный спрос, часть из них отмечает положительную динамику своих показателей деятельности. Рост рынка с 2017 года ожидается на уровне 2,5-3% ежегодно. По нашему мнению, улучшение социально-экономического состояния в стране в среднесрочном прогнозном периоде приведет к частичному росту курса рубля, поэтому внутреннее производство может уменьшить свое конкурентное преимущество. В результате рост спроса будет обеспечиваться как отечественной, так и импортной продукцией.
Источник: Маркетинговое исследование. Рынок акриловых ванн и душевых кабин