Рынок подшипников в России: в 2016 спад производства сократился до 8%

Автомобилестроение и комплектующие 25 июля 2016

рынок подшипников

Фото: © blacklionder / Bigstockphoto

Производство шариковых и роликовых подшипников в России с 2012 года демонстрирует стабильную отрицательную динамику. В результате девальвации рубля, 2015 год показал наименьший спад за четырехлетний период (-2,9% против средних -14,5% за 2012-2014 гг.). Однако эффект «дорогого импорта» в первом полугодии 2016 г. постепенно уходит на второй план и на место ведущего фактора отрасли возвращается общее состояние всего машиностроения.

Согласно исследованию рынка подшипников, среди факторов, негативно сказавшихся на отечественном производстве в 2012 году, ведущий специалист службы маркетинга ОАО «Самарский подшипниковый завод» выделяет рост цен на металл на внутреннем рынке, что является основной составляющей себестоимости для данной отрасли. Также эксперт отметил нарастающее конкурентное преимущество азиатских компаний, в частности китайских, в плане организационной структуры: в отличие от российских предприятий, китайские производители специализируются на узкой номенклатуре товаров, что позволяет им сосредотачиваться на целевых рынках и снижать издержки, в то время как российские компании в постсоветский период держали курс на диверсификацию товарной номенклатуры. Со стороны государства в рамках Евразийской экономической комиссии с 2007 г. действует антидемпинговая пошлина на импорт подшипников качения из КНР, которая в сентябре 2013 г. была продлена по январь 2018 г. Размер пошлины для большинства поставщиков составляет 41,5% от таможенной стоимости. Пошлина не распространяется на игольчатые подшипники, ввиду большой зависимости данного рынка от импорта.

В 2015 году произошло замедление темпов спада производства подшипников (-2,9% против -21,2% в 2014 г. г/г). Несмотря на уменьшение спроса со стороны отраслей машиностроения, положительную роль сыграли структурные изменения, произошедшие на рынке подшипников: сократившийся на 20% импорт, помог отечественным компаниям удержаться практически на уровне предыдущего года. Еще одной причиной является увеличение в 2015 г. величины оборонзаказа. Наибольшая его доля приходилась на «Европейскую подшипниковую корпорацию».

По итогам первого полугодия 2016 г. спад производства составил -7,5% к аналогичному периоду 2015 г. По мнению IndexBox, положительный эффект от удорожания импорта постепенно нивелируется, так как резерв перехода отраслей потребителей на отечественную продукцию исчерпан. На наш взгляд, производство подшипников в ближайшем будущем будет развиваться в соответствии с тенденциями всего машиностроительного комплекса.

Динамика производства подшипников в России

По мнению представителя ООО «Торговый дом ЕПК», современные кризисные явления положительно сказываются на отечественном подшипникостроении, несмотря на сохранение спада. Российские производители укрепляют свои позиции на рынке, постепенно вытесняя импортные аналоги. С возобновлением роста машиностроения российские подшипниковые предприятия будут демонстрировать положительную динамику и смогут занять ведущие позиции по многим направлениям, в частности подшипникам для железнодорожного транспорта, автомобилей, сельскохозяйственной технике, а также широкой номенклатуре крупногабаритных и прецизионных подшипников. Наиболее проблемным сегментом по-прежнему останется производство игольчатых подшипников.

Объем производства подшипников в России

Основные производители подшипников в России

На территории России действует ряд крупных бизнес-структур, специализирующихся на различных видах подшипников. Среди них выделяется наиболее компания ОАО «Европейская подшипниковая корпорация», куда входят заводы в Самаре, Саратове, Волжском (Волгоградская область), Москве и Степногорске (Казахстан). Также крупнейшими предприятиями отрасли являются ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», ОАО «Самарский подшипниковый завод», ОАО «10-ГПЗ» (Ростов-на-Дону), ООО «Средневолжский подшипниковый завод» (Самара), ЗАО «Курская подшипниковая компания» и др.

Производство подшипников соотносится с основными центрами производства - перечисленными выше компаниями. Первое место занимает Северо-Западный федеральный округ, что связано со специализацией Вологодского завода на производстве массовой продукции для автопрома. На втором месте Южный федеральный округ с долей 28,4% в 2015 году, на третьем - Приволжский федеральный округ с долей 21,3%.

Рынок подшипников в России в 2016 году: география производства

По прогнозам Министерства экономического развития, РФ ожидаемый индекс производства машин и оборудования составит 101,2%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 100,5%, транспортных средств и сопутствующего оборудования - 97,4%. При сохранении курсовой разницы на нынешнем уровне, производство подшипников по отдельным товарным группам может достигнуть указанных темпов роста.

Источник: Маркетинговое исследование. Рынок подшипников