Усиление конкуренции на рынке корпусной мебели на фоне снижения курса российского рубля

Мебель и товары для дома 17 марта 2014

рынок корпусной мебели

На фоне безудержного роста единой европейской валюты у российских производителей корпусной мебели появляется шанс усилить позиции на рынке. Так ли это, попробуем разобраться.

Высокие темпы роста рынка корпусной мебели в 2011-2012 гг. сменились его сокращением в 2013 г. на 8% относительно 2012 г. Основное влияние на рынок в 2013 г. оказало замедление темпов роста российской экономики и реальных доходов населения. По итогам 2013 года были зафиксированы следующие показатели:

  • Замедление темпов роста российской экономики до 1,4% в 2013 г., что на 2 п. п. ниже уровня 2012 г.;
  • Замедление темпов роста реальных зарплат до 105,0% и как следствие сокращение роста розничного товарооборота в январе-ноябре 2013 г. до 3,9% против 6,5% в 2012 г.;
  • Замедление темпов роста реальных доходов населения до 103,3%.

Согласно прогнозу Министерства Экономического развития, роста платежеспособного спроса не ожидается до 2016 г., что приведет к стагнации рынка в ближайшие годы. Осложняет ситуацию ухудшение ситуации в отрасли «Деревообработка», в которой в 2013 г. наблюдалось сокращение объемов производства, как в лесоперерабатывающей промышленности, так и в лесозаготовительной отрасли.

Таким образом, ожидается снижение рынка в 2014 г. на 1% и его стагнация в 2015 г. В 2016-2020 гг. объем предложения корпусной мебели будет постепенно восстанавливаться, опираясь на улучшение экономической ситуации в стране и рост платежеспособного спроса со стороны населения.

Ввиду сложившихся тенденций 2013 г., конкуренция на рынке корпусной мебели усилилась. Особенно среди российских производителей, которые держат в своих руках 81% рынка в натуральном выражении.

Таблица 1. Топ 10 производителей корпусной мебели. Их выручка в 2012 г., тыс. руб.

КомпанияРегионВыручка в 2012 г., тыс. руб.
ОАО МК «Шатура» Московская область 4872878
ООО «Мебельная фабрика Мария» Саратовская область 4481666
ООО «Мебельная компания «Лером» Пензенская область 2874127
ООО «Волгодонский комбинат древесных плит» Ростовская область 2524574
ЗАО «Боровичи - мебель» Новгородская область 2384199
ООО ПК «Ангстрем» Воронежская область 2106735
ООО «Алмаз» Ростовская область 2024884
ООО «Сведвуд Тихвин» Ленинградская область 1727424
ООО Мебельная компания «Катюша» Брянская область 1606289
ЗАО «Первая мебельная фабрика» Санкт-Петербург 1227577

Корпусная мебель российского производства, по мнению экспертов, сопоставима по качеству с продукцией иностранных производителей. Отечественные производители работают на зарубежном оборудовании с импортными тканями и фурнитурой. А с ведущими российскими фабриками уже давно работают прославленные иностранные специалисты в области промышленного дизайна. Кроме того, дорогая мебель крайне негативно «воспринимает» перевозки на дальние расстояния, что дает отечественному собрату дополнительное преимущество. Возникает вопрос: почему же настолько высока доля импортной корпусной мебели (19%) на рынке России в условиях полного преимущества российских производителей.

Использование зарубежного оборудования не позволяет снижать издержки и приводит к удорожанию продукции российского производства, усиливая ценовое преимущество иностранных производителей.

Не стоит забывать и о Белоруссии, которая имеет прямой доступ на российский рынок (центральную, самую емкую его часть) и перспективы к развитию лесоперерабатывающего комплекса. В последние годы белорусы провели модернизацию производства, научились делать качественную мебель и традиционно имеют преимущество в цене. Как следствие, импорт корпусной мебели из Белоруссии в г. 2012 г. составил 1,45 млн. шт., превысил показатели 2011 г. на 8,6%, по оценкам экспертов, за 2013 г. ввезли на 15% больше 2012 г.

Как отмечают эксперты IndexBox, в сложившихся условиях не стоит рассчитывать, что появятся значительные конкурентные преимущества у российских производителей на фоне снижения курса российской валюты. Иностранная продукция высокого ценового сегмента будет держаться на рынке за счет бренда, а дешевая может быть легко заменена продукцией из Белоруссии.

Основной причиной, о которой говорят участники рынка, является, как ни странно, использование зарубежного оборудования, что не позволяет снижать издержки и приводит к удорожанию продукции российского производства, усиливая ценовое преимущество иностранных производителей, в основном мебели эконом класса из азиатских стран, доля которых в общем объеме импорта находится на уровне 35-40% в натуральном выражении.