В России третий месяц подряд увеличивается импорт

Энергетические машины и двигатели 26 декабря 2016

Фото: © Prasit Rodphan / Bigstockphoto

Восстановлению поставок из-за рубежа способствует укрепившийся рубль.

Импорт в годовом выражении увеличивается третий месяц подряд, следует из свежих данных Росстата. В сентябре в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем месячных поставок из-за рубежа вырос на 13%, достигнув $18,4 млрд, в октябре - на 7,9% (до $18,2 млрд), а в ноябре - на 8,2% (до $18,3 млрд). Толчком к приросту импорта стало укрепление рубля, считают аналитики IndexBox: если в январе 2016 года среднемесячный курс доллара составлял 77,9 руб./долл., то в ноябре - 64,3 руб./долл. (данные ЦБ РФ).

Экономические и социальные показатели в ноябре 2016

Драйверы роста импорта

Главным драйвером увеличения поставок из-за рубежа является импорт машин и оборудования, с июля показывающий двузначные темпы роста, пишут аналитики ЦБ в ноябрьском выпуске Бюллетеня «О чем говоря тренды». Наиболее стремительно восстанавливается импорт механического оборудования, тогда как импорт остальных категорий товаров (химической продукции, текстиля, одежды и обуви) демонстрирует более слабый рост.

Доля импорта в товарообороте машин и оборудования на протяжении большей части 2014-2015 гг. колебалась вокруг отметки 30%, тогда как в третьем квартале 2016 года она превысила 40% (данные Института Гайдара). В третьем квартале 30-процентной отметки достигла и доля импорта в товарообороте автотранспортных средств и комплектующих (в период с третьего квартала 2014 года по четвертый квартал 2015-го она снизилась с 45% до 15%).

 

Доля импорта в товарообороте

Потенциал импортозамещения исчерпан?

Успехи импортозамещения оказались временными, полагают эксперты Института Гайдара: краткосрочные преимущества, полученные рядом отраслей промышленности от девальвации рубля и контрсанкций, не было подкреплены реформами, которые бы стали основой долгосрочного роста.

Ограниченность потенциала импортозамещения хорошо видна на примере нефтегазовой отрасли, отмечают аналитики IndexBox: в потреблении технологий для добычи на глубоководном шельфе и увеличения нефтеотдачи пластов доля импорта составляет 90-95% (данные Аналитического центра при Правительстве). Ровно по этой причине после введения санкций были свернуты проекты «Роснефти» на шельфе Арктики (скважина «Университетская-1» в Карском мире) и Черного моря («Туапсинский прогиб»).

Более низка доля импорта в потреблении катализаторов для базовых процессов нефтепереработки (60-100%), технологий сжижения природного газа (50-67%) и нефтесервисных услуг (40-92%). Однако чтобы добиться импортозамещения, правительству придется накладывать на компании обязательства по использованию отечественных технологий в проектах по добыче и переработке углеводородного сырья, что может негативно сказаться на успешности последних. В этой связи целесообразность самой политики импортозамещения находится под вопросом, заключают аналитики IndexBox.