В России второй месяц подряд увеличивается импорт

Электрооборудование, электроника и оптика 21 ноября 2016

Фото: © Wi6995 / Bigstockphoto

Восстановлению поставок товаров из-за рубежа поспособствовало укрепление рубля.

Импорт в годовом выражении растет в России второй месяц подряд, следует из октябрьских данных Росстата, опубликованных в минувшую пятницу. В сентябре в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем месячных поставок товаров из-за рубежа вырос на 13%, достигнув $18,4 млрд, а в октябре - на 7,9% (до $18,2 млрд). Толчком к приросту импорта стало укрепление рубля, полагают аналитики IndexBox: если в январе 2016 года среднемесячный курс доллара составлял 77,9 руб./долл., то в октябре - 62,6 руб./долл. (данные ЦБ РФ).

Экономические и социальные показатели в октябре 2016 года

С июня восстановился прирост импорта инвестиционных товаров, пишут эксперты Института Гайдара в ноябрьском Мониторинге экономической ситуации. Если в конце 2015 года на долю импорта приходилось 15% товарооборота автотранспортных средств, то по итогам третьего квартала - уже более 30%. Схожая тенденция наблюдалась и в сегменте машин и оборудования: в первом квартале 2016 года доля импорта здесь составляла менее 30%, тогда как в третьем - уже более 40%.

Стоимость и физический объем импорта, % к соответствующему периоду предыдущего года

Девальвация рубля может дать лишь краткосрочные преимущества российским производителям, полагают аналитики IndexBox. Долгосрочного же эффекта можно добиться только за счет создания благоприятных институциональных условий, включая гарантии прав собственности, низкие налоги на труд и макроэкономическую стабильность. При этом стимулировать импортозамещение можно за счет мер тарифной политики - благодаря их применению отечественным производителям мяса птицы и свинины еще до эмбарго удалось в значительной мере заместить продукцию из-за рубежа. Те же самые меры поспособствовали в 2000-е локализации иностранных автопроизводителей на территории РФ.

Бюджетное же субсидирование инвестиционных проектов малоэффективно, считают аналитики IndexBox. Пример тому - ближнемагистральный лайнер Sukhoi SuperJet 100, который оказался слабо востребованным у российских авиаперевозчиков. В 2015 году средний налет у SSJ100 «Аэрофлота» составлял 1 час в сутки, тогда как у Boeing 737 - 15 часов (здесь и далее - данные апрельской конференции эксплуатантов SSJ100, проведенной «Гражданскими самолетами Сухого» и «Объединенной авиастроительной корпорацией»). Одной из причин непопулярности SSJ100 является недоступность запасных частей: в среднем авиакомпаниям приходится их ждать по месяцу, тогда как компоненты для Boeing и Airbus приходят в течение суток. Другая причина - высокая частота поломок: у SSJ100 в среднем четыре поломки на 1000 летных часов, в то время как у Boeing - две.

Наконец, политика импортозамещения не должна сужать границы потребительского выбора - именно к этому привело продовольственное эмбарго в отношении США, ЕС и некоторых других развитых стран, заключают аналитики IndexBox.