Выпуск рельсов в России в ноябре 2015 года упал на 13% г/г
Автомобилестроение и комплектующие 24 декабря 2015Сокращение объемов производства рельсов в ноябре 2015 года стало закономерным продолжением устойчивого падения, начавшегося с середины 2014 года. Объем производства рельсов в октябре 2015 года в натуральном выражении сократился на 3 % г/г, в ноябре - на 13% г/г. Преодоление негативного тренда ожидать не приходится вплоть до конца года.
Индекс производства за 11 месяцев 2015 года составил 85% г/г. По мнению аналитиков Индексбокс, отрасль в настоящий момент испытывает острый кризис, вызванный сворачиванием инвестиционной программы ОАО «РЖД».
Объем производства рельсов в стоимостном выражении демонстрирует лучшие показатели. Так, согласно данным исследования, проведенного специалистами Индексбокс, в ноябре 2015 года объем производства в стоимостном выражении оказался выше на 10% г/г, что обусловлено последствиями девальвации рубля, ростом стоимости топливно-энергетических ресурсов и транспортных тарифов.
Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Сибирский федеральный округ, где расположен один из гигантов отрасли - комбинат EURAZ ZSMK в г. Новокузнецке. В 3 кв. 2015 года в СФО произведено 134 тыс. тонн рельсов, что составляет 69,7% от совокупного объема. На втором месте с долей 27,4% находится Уральский федеральный округ, где крупнейшими производителями рельсов являются EURAZ NTMK в Свердловской области и Мечел в Челябинской, на третьем месте - Северо-Западный федеральный округ с долей 2,9%. В остальных регионах железнодорожные рельсы не производятся.
В 2015 году наблюдается сокращение спроса на внутреннем рынке практически всеми металлопотребляющими отраслями. Исключение составляет только сегмент рынка стальных труб для строительства нефте- и газопроводов.
Сложившаяся в текущем году ситуация, прежде всего, связана с падением промышленного производства, что напрямую влияет на грузооборот и перевозки грузов железнодорожным транспортом. Это вынуждает АО «РЖД» сокращать инвестиционную программу, и там, где это возможно, откладывать ремонт путей.
При прогнозируемых Минэкономразвития темпах роста промышленного производства в среднесрочный период ожидается рост коммерческих перевозок грузов и грузооборота, которые к 2018 году достигнут 1231,7 млн. т и 2363,6 млрд. т-км, что составит 100,4% и 102,8% к уровню 2014 года. После этого у монополии появятся дополнительные деньги и рост заказов на рельсы возобновится.
Следует отметить, что более высокие темпы роста грузооборота связаны с ростом средней дальности автомобильных перевозок грузов - железнодорожный транспорт продолжит постепенно терять сегмент перевозок грузов на ближние и средние расстояния.