Во что вкладывать деньги? Инвестиции 21 апреля 2008


Деньги любят, где «тихая гавань»



Ипотечный кризис в США во второй половине минувшего года спровоцировал обвал мировых фондовых рынков, нехватку ликвидности и отток капитала из быстро развивающихся стран. Россия, встроенная в международную экономику, ощутила на себе все негативные последствия мирового финансового кризиса. Однако, по меткому выражению вице-премьера РФ Алексея Кудрина, она может стать тихой гаванью в период глобального волнения.

Главными факторами, определяющими перспективность российских активов для иностранных инвесторов, являются высокие темпы роста мировых цен на сырье и недооценка российских компаний. На фондовых рынках основным показателем привлекательности акций является отношение ее стоимости к прибыли (Р/Е). Сейчас это отношение для российских компаний составляет около 11, что ниже показателя для китайских компаний — 17 или индийских — 20.

Другими словами, стоимость российских компаний недооценена и имеет высокий потенциал роста при благоприятной мировой конъюнктуре, которая в нашем случае сводится к постоянному повышению мировых цен на углеводородное сырье.

Кроме топливно-энергетического сектора российской экономики, традиционно интересного для инвестора, в нынешнем году лидерами инвестиционной привлекательности могут стать энергетическое машиностроение, автомобильная промышленность и отрасль строительных материалов.

Локомотив роста



Огромный потенциал для инвесторов представляют планы РАО ЕЭС России по реформированию энергетической системы страны, согласно которым к 2011 году будет построено и введено 40,9 тысяч МВт новой генерирующей мощности. Принятая в феврале 2007 года инвестиционная программа РАО ЕЭС России предполагает финансирование на уровне 3,1 триллиона рублей. Источники финансирования программы, помимо собственных средств энергетических компаний — прямые частные инвестиции,
средства, привлеченные через механизм гарантирования инвестиций, проектное финансирование, а также средства, полученные от размещения эмиссий дополнительных акций ОГК и ТГК. По оценкам РАО ЕЭС России, на строительство и модернизацию электростанций должно быть направлено не менее 1,8 триллиона рублей.

Программа способна кардинально изменить структуру рынка энергетического машиностроения — и в области технологий, и по составу участников рынка. В рамках реализации программы предполагается использование высокотехнологичного оборудования. Только на закупку турбин, генераторов и котлов планируется потратить около 700 миллиардов рублей, на высоковольтное электротехническое оборудование выделяется еще около 200 миллиардов. Национальный рынок машиностроения еще не видел
заказов в таких объемах.

Разумеется, крупнейшие иностранные производители оборудования и частный капитал стремятся принять участие в разделе столь масштабного пирога. Сталкиваясь с административными барьерами, направленными на лоббирование интересов отечественных производителей, мировые лидеры энергетического машиностроения ищут российские активы для поглощения или создания стратегического партнерства. В той или иной степени на российском рынке представлена тройка мировых гигантов — General Electric PG, Alstom Power и Siemens PG.

Сейчас российский рынок энергетического машиностроения консолидируется вокруг четырех холдингов: "ОМЗ", "Энергомашкорпорация", "ЭМАльянс" и "Силовые машины". Всего на рынке присутствует порядка тридцати производителей, и большая часть уже поглощена крупнейшими холдингами. Процесс консолидации, наблюдаемый на отечественном рынке, направлен на реализацию внутреннего потенциала российских предприятий, конкурентоспособность которых относительно низка. Технологическая разобщенность не дает отечественным производителям возможности эффективно конкурировать на внутреннем и внешнем рынках. В настоящий момент они не могут предложить комплексное решение "под ключ", и их деятельность сводится к производству и поставке отдельных агрегатов и узлов. Иностранные производители для участия в программе поставок энергетического оборудования в Россию в силу технологических ограничений вынуждены будут размещать заказы на местных предприятиях. Однако найти производственные активы, которые бы соответствовали технологическим требованиям и не входили в крупные российские холдинги, подконтрольные государству, практически невозможно. С другой стороны, выполнить программу поставок оборудования силами четырех российских гигантов в обозначенные сроки — задача из области фантастических. По всей видимости, без привлечения иностранных машиностроителей не обойтись. Какая бы схема
поставок ни была принята, инвестиции в российские производственные активы будут осуществлены, в том числе со стороны иностранного капитала.

Не роскошь, а средство инвестиций



Российский автомобильный рынок — один из самых быстрорастущих. Уже сейчас по своему объему он находится на третьем месте в мире, а через несколько лет может выйти на первое. Иностранные производители, впечатленные динамикой импорта автомобилей, наперебой спешили заявить о планах строительства новых заводов в России. В 2010 году совокупный объем выпуска автомобилей промышленной сборки иностранных марок превысит миллион штук в год, в их числе — Ford, Volkswagen, Renault,
Toyota, Peugeot — Citroen, Hyundai, GM, Nissan, Suzuki, Mitsubishi.

На решение иностранных инвесторов повлияли изменения в законодательстве. Введенный в действие в апреле 2005 года режим промышленной сборки обнулил или значительно снизил пошлины на ввоз автокомпонентов. В свою очередь, автостроительные концерны брали на себя обязательства по созданию производства полного цикла, включая сборку, сварку и окраску кузова. По данным Минэкономразвития, введенный режим уже позволил привлечь инвестиции на сумму, превышающую $3,5 миллиарда.

Ключевым моментом установленного режима является размещение мировыми концернами новых производств автокомпонентов на территории России. Локализация подобных заводов даст импульс развитию смежных производств по вертикальной интеграции: резины, пластмасс, полимеров и прочего. Современное производство компонентов требует высокой глубины передела, что приведет к развитию научного потенциала.

Высокие требования к качеству автомобильных компонентов заставит российских производителей улучшать технологии, искать связи кооперации с иностранными лидерами, и приведет на смежные рынки новых инвесторов. Сейчас уже реализуются совместные проекты российских производителей автокомпонентов с такими брендами как Magna International, Robert Bosch AG, Zahnrad Fabrik Friedrichshafen AG и Siemens AG.

Цемента и зрелищ



Строительный бум, охвативший сектора жилой и коммерческой недвижимости, требует расширения производственной базы для выпуска строительных материалов, в частности цемента. Существующие мощности требуют реконструкции — около 85% цементных заводов в России работают по устаревшей энергозатратной технологии. Экспорт цемента из Украины и Казахстана не может перекрыть колоссальные потребности российской экономики. На фоне острого дефицита цемента цены на него выросли во второй половине прошлого года на 80-120%, и ожидается, что в 2008-м они могут вырасти вдвое. По оценкам экспертов, дефицит производственных мощностей, необходимых для обеспечения потребностей российской промышленности в цементе, в 2008 году составит около 22 — 25 миллионов тонн.

Сложившаяся ситуация вывала широкий резонанс в деловых кругах, что привело к рассмотрению вопроса о недобросовестной конкуренции в Федеральной антимонопольной службе страны. В ноябре 2007-го ФАС разработала ряд мер, стимулирующих увеличение производства цемента в России. В частности, в ближайшее время планируется отменить ввозные пошлины на цемент, совершенствовать биржевую торговлю, решить сырьевые, инфраструктурные и транспортные проблемы.

Кроме того, ФАС высказывалась за привлечение на российский рынок крупнейших иностранных производителей в качестве институциональных инвесторов. Иностранные корпорации, имеющие производства цемента на территории России, представлены французской Lafarage, швейцарской Holcim, немецкими Heidelberg Cement Group и Dyckerhoff. На их долю приходится около 23% рынка. Инвестиции, необходимые для открытия новых заводов и реконструкции старых фондов, составляют около $ 6 миллиардов.


к аналитике и публикациям