Рынок дезинфицирующих средств вырос в 2,7 раз в 2020 году

Бытовая химия 29 июня 2021

Рынок дезинфицирующих средств в период 2013-2019 гг. показывал постепенный спад с 15,8 до 13,9 тыс. тонн. Небольшой рост потребления наблюдался в 2014 и 2017 гг. и составлял 7% и 15% соответственно. Это объясняется тем, что в условиях сокращения количества ЛПУ в РФ рынок дезинфицирующих средств не мог показывать заметный рост, потому что именно ЛПУ являются основными потребителями дезинфицирующих средств в РФ.

В 2020 году рынок резко изменил динамику развития - рост объемов потребления в натуральном выражении составил 271% (оценка Индексбокс), что объясняется резким увеличением спроса на дезинфицирующие средства на фоне пандемии COVID-19.

Производство

Производство дезинфицирующих средств в России за период 2013-2019 гг. показывало положительный тренд на фоне политики импортозамещения и санкций в отношении иностранных производителей. Среднегодовой темп прироста производства составил 10%.

Отдельно стоит выделить 2020 год, когда загрузка существующих в России мощностей по производству дезинфицирующих средств находилась на предельных значениях в условиях ажиотажного спроса на фоне развития пандемии коронавируса. Многие  компании смежных и других отраслей (от производителей парфюмерии до производителей стеклоочистителей) сократили выпуск основной продукции и переориентировались на производство востребованных дезинфицирующих средств, удовлетворяя спрос как бюджетных и коммерческих организаций, так и населения. Параллельно в отрасли наблюдалась высокая инвестиционная активность в условиях резкого увеличения спроса.

Импорт

В период 2013-2019 гг. объем импорта дезинфицирующих средств снижался с 12,3 до 10,6 тыс. тонн, что связано с политикой импортозамещения и ростом стоимости импорта на фоне девальвации курса рубля. Исключение составили 2014 и 2017 гг, когда  импорт характеризровался положительной динамикой 6% г/г и 17% г/г соответственно. Рост 2017 года объясняется, с одной стороны, увеличением поставок дезинфицирующих средств из Китая, с другой - укреплением курса рубля и удешевлением импортной продукции.

В 2020 году во время значительного роста отечественного производства дезинфицирующих средств, доля зарубежных поставщиков в общем объеме потребления сократилась с 77% до 38%. При этом объем импорта в натуральных значениях вырос на 35%.

В натуральном выражении наибольший объем импорта дезинфицирующих средств в 2020 году пришелся на бельгийскую компанию CID LINES с долей 6,4% в структуре поставок (оценка Индексбокс). Далее следуют китайская компания ACHLOR – 5,7% и американская компания ECOLAB – 5,4%.

Экспорт

В период 2013-2019 гг. объем экспортных поставок дезинфицирующих средств увеличился более чем в 4,5 раза в натуральных значениях, чему способствовали наращивание мощностей отечественными производителями, а также девальвация рубля и повышение привлекательности российской продукции на рынках стран Ближнего Зарубежья (в частности, со стороны Беларуси и Казахстана). В 2020 году рост объёмов экспорта составил 25% к уровню 2019 г.

Ключевые игроки

До пандемии в отрасли действовало более 50 предприятий с различным размером производства, выпускающих широкую номенклатуру дезинфицирующих средств для различных сфер применения и отраслей промышленности; в настоящее время количество игроков выросло на фоне высокого спроса.

Однако рынок продолжает оставаться низкоконцентрированным: на долю 7 крупнейших производителей приходится не более 40% общероссийского выпуска дезинфицирующих средств. Среди  значимых игроков рынка можно  выделить – компанию ООО «НПФ «Геникс».

Прогнозные ожидания игроков и перспективные направления применения

По мере снятия ограничений и снижения уровня заболеваемости коронавирусом, ажиотажный спрос на дезинфицирующие средства будет спадать. На этом фоне в 2021 г. ожидается спад и стагнация при условии стабилизации социально-экономической и эпидемиологической ситуации в стране. Однако не ожидается возвращения объемов потребления на уровень 2019 года (до пандемии) ввиду «остаточного эффекта» пиковых периодов пандемии COVID-19, а именно формирование привычки как в корпоративном секторе, так и у частного потребителя чаще обрабатывать поверхности и внимательнее относиться к чистоте вокруг послужит фактором поддержки и развития рынка дезинфицирующих средств на фоне уже сложившейся в 2020 г. потребности приобретать средства бытовой химии в повышенных объёмах.

 


Рекомендации