Рынок дезинфицирующих средств вырос в 2,7 раз в 2020 году
Бытовая химия 29 июня 2021Рынок дезинфицирующих средств в период 2013-2019 гг. показывал постепенный спад с 15,8 до 13,9 тыс. тонн. Небольшой рост потребления наблюдался в 2014 и 2017 гг. и составлял 7% и 15% соответственно. Это объясняется тем, что в условиях сокращения количества ЛПУ в РФ рынок дезинфицирующих средств не мог показывать заметный рост, потому что именно ЛПУ являются основными потребителями дезинфицирующих средств в РФ.
В 2020 году рынок резко изменил динамику развития - рост объемов потребления в натуральном выражении составил 271% (оценка Индексбокс), что объясняется резким увеличением спроса на дезинфицирующие средства на фоне пандемии COVID-19.
Производство
Производство
дезинфицирующих средств в России за период 2013-2019 гг. показывало
положительный тренд на фоне политики импортозамещения и санкций в отношении
иностранных производителей. Среднегодовой темп прироста производства составил 10%.
Отдельно
стоит выделить 2020 год, когда загрузка существующих в России мощностей по
производству дезинфицирующих средств находилась на предельных значениях в
условиях ажиотажного спроса на фоне развития пандемии коронавируса. Многие компании смежных и других отраслей (от
производителей парфюмерии до производителей стеклоочистителей) сократили выпуск
основной продукции и переориентировались на производство востребованных дезинфицирующих
средств, удовлетворяя спрос как бюджетных и коммерческих организаций, так и населения.
Параллельно в отрасли наблюдалась высокая инвестиционная активность в условиях
резкого увеличения спроса.
Импорт
В период
2013-2019 гг. объем импорта дезинфицирующих средств снижался с 12,3 до 10,6
тыс. тонн, что связано с политикой импортозамещения и ростом стоимости импорта
на фоне девальвации курса рубля. Исключение составили 2014 и 2017 гг,
когда импорт характеризровался
положительной динамикой 6% г/г и 17% г/г соответственно. Рост 2017 года
объясняется, с одной стороны, увеличением поставок дезинфицирующих средств из
Китая, с другой - укреплением курса рубля и удешевлением импортной продукции.
В 2020 году
во время значительного роста отечественного производства дезинфицирующих
средств, доля зарубежных поставщиков в общем объеме потребления сократилась с
77% до 38%. При этом объем импорта в натуральных значениях вырос на 35%.
В натуральном выражении наибольший объем импорта дезинфицирующих средств в 2020 году пришелся на бельгийскую компанию CID LINES с долей 6,4% в структуре поставок (оценка Индексбокс). Далее следуют китайская компания ACHLOR – 5,7% и американская компания ECOLAB – 5,4%.
Экспорт
В период
2013-2019 гг. объем экспортных поставок дезинфицирующих средств увеличился
более чем в 4,5 раза в натуральных значениях, чему способствовали наращивание мощностей
отечественными производителями, а также девальвация рубля и повышение
привлекательности российской продукции на рынках стран Ближнего Зарубежья (в
частности, со стороны Беларуси и Казахстана). В 2020 году рост объёмов экспорта
составил 25% к уровню 2019 г.
Ключевые игроки
До пандемии
в отрасли действовало более 50 предприятий с различным размером производства, выпускающих
широкую номенклатуру дезинфицирующих средств для различных сфер применения и
отраслей промышленности; в настоящее время количество игроков выросло на фоне
высокого спроса.
Однако рынок
продолжает оставаться низкоконцентрированным: на долю 7 крупнейших
производителей приходится не более 40% общероссийского выпуска дезинфицирующих
средств. Среди значимых игроков рынка
можно выделить – компанию ООО «НПФ
«Геникс».
Прогнозные ожидания игроков и
перспективные направления применения
По мере снятия ограничений и снижения уровня заболеваемости коронавирусом, ажиотажный спрос на дезинфицирующие средства будет спадать. На этом фоне в 2021 г. ожидается спад и стагнация при условии стабилизации социально-экономической и эпидемиологической ситуации в стране. Однако не ожидается возвращения объемов потребления на уровень 2019 года (до пандемии) ввиду «остаточного эффекта» пиковых периодов пандемии COVID-19, а именно формирование привычки как в корпоративном секторе, так и у частного потребителя чаще обрабатывать поверхности и внимательнее относиться к чистоте вокруг послужит фактором поддержки и развития рынка дезинфицирующих средств на фоне уже сложившейся в 2020 г. потребности приобретать средства бытовой химии в повышенных объёмах.