Рынок бутилированной воды в России: появятся ли новые возможности для российских производителей в 2022 году?
Безалкогольные напитки 9 июня 2022На протяжении последних нескольких лет рынок бутилированной питьевой и минеральной воды в РФ является самым стремительно растущим сегментом в структуре напитков. С одной стороны, рост потребления бутилированной воды происходит на фоне снижения качества водопроводной воды и сокращения природных запасов чистой воды. С другой — активной популяризацией здорового образа жизни, который в свою очередь, не возможен без обильного употребления воды. Отметим: потребление питьевой бутилированной воды в России составляет 37 литров на человека в год, тогда как в Европе этот показатель достигает отметки в 140 литров.
Согласно
оценкам игроков рынка пластиковой упаковки для воды, объемы потребления, а
соответственно, выпуска бутилированной питьевой и минеральной воды в РФ до
конца текущего года могут незначительно сократиться относительно отметки
2021 года. После аномально холодной весны синоптики прогнозируют такое же
холодное лето, что может оказать влияние на объемы продажи бутилированной
питьевой и минеральной воды в летний период. Для справки, согласно экспертным
оценкам, емкость рынка бутилированной питьевой и минеральной воды в летний
период, по сравнению с зимой, увеличивается в среднем в 1,5 раза, в осенний - в
1,2. По оценкам игроков рынка сокращение объемов потребления воды до конца года
может составить порядка 0,5–0,7%. Значительное влияние на рынок бутилированной
воды также оказывает платежеспособность населения. Сокращение покупательской
способности населения может негативно сказаться темпах прироста рынка в ближайшей
перспективе. Одним из основных факторов, поддерживающих рост потребления
бутилированной воды в России по-прежнему будет сильная изношенность
водопроводных сетей, что на фоне глобального мирового сокращения запасов чистой
природной воды, будет способствовать росту спроса на бутилированную питьевую воду.
Наибольшим
спросом у потребителей пользуется питьевая негазированная вода – ее доля в
структуре продаж составляет порядка 47,7%. На втором месте по уровню спроса
находится — минеральная столовая, с долей 31,3%. Третье место в долей около 20%
приходится на лечебные и лечебно-столовые воды, их приобретение зачастую
сопровождается медицинскими назначениями, без которых употребление таких вод
нежелательно.
Согласно
информации Союза производителей бутилированных питьевых, минеральных вод и
безалкогольных напитков (СПБВ), в России на сегодняшний день насчитывается
более 2 тысяч производителей бутилированной воды. Самые известные из них —
IDS Borjomi (ТМ «Святой источник»), Coca-Cola (ТМ «Бон аква») и
PepsiCо (ТМ «Аква минерале»). До настоящего момента эти три компании входили
в число рыночных «тяжеловесов» — их совокупная доля розничных продаж превышала
30% от общего объема. Также на рынке присутствуют такие широко известные
компании как «Холдинг аква» (ТМ «Нарзан»
и «Ессентуки»), компании «Меркурий», ООО «Рычал су», ООО «Аквалайф», «Карачинский
источник», «Шишкин Лес» и многие другие, однако доля этих компаний по
отдельности не превышает 1–2%.
Доля
импорта в потреблении бутилированной воды в РФ незначительна и ежегодно
снижается. В 2021 году доля импорта в потреблении питьевой бутилированной воды
составляла около 5,3%. Импортируется в основном вода премиум сегмента.
Основными импортерами являются Грузия, доля которой в объеме импортных поставок
в 2021 году составила 50,7%, Франция, на долю которой пришлось около 11,1%
импорта и Италия с долей 10,6%.
Доля экспорта в производстве бутилированной воды более значительна: по итогам 2021 года из России было вывезено без малого 45% всей произведенной в стране бутилированной питьевой и минеральной воды. Основным направлением поставок здесь является Казахстан, на долю которого по итогам 2021 года пришлось практически 96% всех экспортных поставок российской бутилированной воды. С большим отрывом от лидера следуют республика Беларусь с долей 1,6% и Украина с долей 1,1%.
В
среднесрочной перспективе на динамику потребления бутилированной питьевой и
минеральной воды в России будет определять, в первую очередь,
платежеспособность и благосостояние граждан. При этом нисходящей динамики
объемов потребления бутилированной воды в России на предвидится, но темпы роста
спроса уже не будут такими высокими как в предыдущие годы. Принимая во внимание
существующую на сегодняшний день ситуация в РФ, игроки рынка неохотно
прогнозируют динамику развития рынка бутилированной воды. Однако темпы роста в
пределах 1–1,5% в перспективе до 2025 года вполне допускают.