Как COVID-19 изменил рынок керамической плитки и керамогранита в России
Сантехника и керамика 6 октября 2020Введенные
многими странами карантинные меры, направленные на борьбу с распространением COVID-19, к середине 2020 года привели к ещё большему падению рынка керамической плитки и керамогранита после замедления
потребительской активности в 2019 году.
Сокращение
рынка керамической плитки и керамогранита в первом полугодии 2020 года на 13,6%
по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года происходило в условиях
«идеального шторма»: одновременного сжатия спроса и предложения на фоне падения
реальных располагаемых доходов населения и остановки строительных проектов в
марте-мае 2020 года.
Восстановление потребительского спроса и возобновление строительных работ в июне 2020 года положительно повлияли на рынок керамической плитки и керамогранита, однако негативные экономические последствия карантинных мер, а также начавшаяся в октябре 2020 года вторая волна коронавируса, вероятно, нивелируют позитивные тенденции летнего периода. По итогам 2020 года ожидается падение видимого потребления керамической плитки и керамогранита до 174 млн. кв. м.
Сложившаяся ситуация вынудила отечественных производителей керамических материалов в период с марта по июнь текущего года сократить или вовсе на время остановить производственные мощности. В результате чего в первом полугодии 2020 года производство керамической плитки и керамогранита сократилось на 10% г/г. После снятия ограничительных мер в июне рынок продемонстрировал тенденцию к восстановлению, однако сложности со сбытом продукции отмечались у большинства российских производителей и поставщиков. По предварительным оценкам, объем продаж в первом полугодии 2020 года отставал от производственных показателей на 12-15%. Помимо прочего, основная масса спроса сместилась в низкие ценовые сегменты. Так, наиболее востребованной оказалась продукция стоимостью 400-600 за кв. м в рознице.
Введение карантинных мер и ослабление курса национальной валюты сказалось на сокращении объёма импортных поставок керамической плитки и керамогранита, особенно из европейских стран. Одновременно с этим продолжилась тенденция увеличения поставок из Индии продукции низкого ценового сегмента. Этому способствовало не только увеличение поставок индийских производителей керамической плитки и керамогранита, которые, столкнувшись с кризисом перепроизводства, стали агрессивно завоевывать мировые рынки, но и перенос заказов дистрибьюторов и ритейлеров под собственным брендом (private label) из России в Индию в 2019 году.
Снижение конкуренции с импортными производителями открыли для российских компаний потенциальные возможности для импортозамещения, а также развития экспортных поставок. Однако всё это станет возможным лишь в условиях нормализации экономической ситуации в мире и России. Сказать, когда это произойдёт - сложно или практически невозможно. Производителям приходится приспосабливаться к новой реальности с низкими доходами населения, сложностями с внешнеэкономической деятельностью, общим падением спроса со стороны физических и юридических лиц, и искать новые возможности для реализации продукции, прежде всего, за счёт увеличения производства продукции низкого ценового сегмента (где их ожидает конкуренция с товарами-заменителями).
В начале года представитель крупного российского бренда заявил, что «....рынок будет «болтаться» на уровне 185-195 млн кв. в течение следующих нескольких лет, и это можно считать хорошей ситуацией». Аналитики Индексбокс согласны с этим высказыванием, но с небольшой поправкой. Мы ожидаем, что в ближайшие годы рынок будет «болтаться» на уровне 170 млн кв. м. и будем оценивать это как положительное явление.