В России только за первое полугодие 2021 года рынок кровельных материалов в денежном выражении достиг показателей 2020 года
Стеновые и кровельные материалы 8 ноября 2021Компания
Индексбокс опубликовала новый отчет: «Рынок
кровельных материалов в РФ. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и
прогноз - Влияние COVID-19». Ниже представлено краткое изложение основных
выводов отчета.
Объем рынка кровельных материалов в 2020 году
составил 638 млн кв. м в натуральном выражении. Из-за пандемии COVID-19 и
снижения объемов строительства, рынок сократился по разным видам кровли на 3-7%
(оценка
Индексбокс). Однако, уже в 1 квартале 2021 года восстановительные тренды в
строительстве активизировали спрос на кровельные материалы.
По итогам 2021 года прогнозируется рост рынка на
уровне 6% в натуральном выражении, что немного превысит «допандемийные»
значения. В денежном эквиваленте уже в первом полугодии 2021г. рынок достиг
показателей 2020 года. Это объясняется одновременно: и ростом объемов
потребления, и ростом цен на все виды кровельных материалов.
Ключевые сегменты, формирующие основное
предложение на рынке – рулонные кровельные материалы и металлическая кровля
(металлочерепица, профнастил, фальцевая кровля), на долю которых суммарно приходится
более 90% рынка. Шифер занимает 4%, которые год от года смещаются в пользу «еврошифера»
или, иначе, «ондулина». Доля всех видов черепицы на рынке крайне низка (в сумме
менее 1%).
Производство
С 2019 года совокупный объем выпуска кровельных материалов
в России вырос на 3% (оценка
Индексбокс), преимущественно за счет прироста выпуска рулонных кровельных материалов
(+10% к уровню 2019 года). Во всех остальных сегментах в 2020 году наблюдалось
снижение производства. Наибольшее сокращение
выпуска зафиксировано в сегменте шифера (-58% к уровню 2019 года), что связано,
как с влиянием последствий пандемии, так и с долгосрочной тенденцией утраты потребителями
интереса к шиферу. Наименьшее снижение в объемах производства
продемонстрировали металлочерепица, профнастил и фальцевая кровля (-5%), а также
керамическая черепица (-5%).
Ожидается, что в 2021 году производство кровельных материалов
на территории России вырастет примерно на 5%. В период высокого спроса на
строительные материалы производители загружают мощности, которые были не
задействованы в 2020 году.
Ключевые игроки
На рынке действует
значительное число игроков (производителей и импортеров), однако уровень
концентрации конкуренции различается по сегментам.
Сегмент
рулонных кровельных материалов
представлен большим количеством компаний, и в то же время высококонцентрирован.
На ведущего игрока ГК «ТехноНиколь» приходится до 45% рынка (компания является
крупнейшим игроком и в сегменте композитной черепицы).
На
рынке металлической кровли
(металлочерепица, кровельный профнастил,
фальцевая кровля) крупнейшим производителем является ГК «Металл Профиль».
В
сегменте шифера более
60% предложения приходится на двух
производителей - ГК «BF Tech» и ООО «Комбинат Волна».
В
сегменте ондулина в
России действует одно предприятие – «Ондулин групп (филиал французской компании
Onduline Group).
В
сегменте керамической и песчано-цементной черепицы наибольшее присутствие характерно для
двух российских производителей (крупнейший - БРААС ДСК-1), а также зарубежных
компаний, в основном из Польши.
Экспорт
Экспорт кровельных материалов суммарно составляет около
15% от объема производства, основными получателями являются страны Ближнего
Зарубежья (в частности Беларусь, Азербайджан, Таджикистан). В основном
экспортируются рулонные кровельные материалы, шифер и профнастил.
Импорт
Импорт в совокупном предложении
на рынке кровельных материалов традиционно занимает незначительную долю (не
более 2-3% рынка), однако в 1 полугодии 2021 г. она начала расти. Оказалось,
что загрузка мощностей на отечественных предприятиях растет медленнее, чем
спрос.
Сегменты рулонных кровельных
материалов, металлочерепицы, шифера и ондулина формируются главным образом
продукцией российского производства, в то время как к импортозависимым сегментам относятся:
керамическая черепица (более 90% импорта), а также цементно-песчаная и
композитная черепица. Наибольшая доля кровельных материалов импортируется из
Польши, Германии, Финляндии (черепица), а также Китая (профнастил и фальцевая кровля).
Прогнозные ожидания игроков
По предварительным итогам 2021 года потребление кровельных материалов вырастет на
6%, с последующим возвращением к допандемийной динамике и стабильному росту на
уровне 2% в 2022-2023 гг. Прогнозные значения будет определять в первую очередь
ситуация в строительной сфере, а также изменения доходов населения.
Основной спрос, по-прежнему, будет сконцентрирован в сегменте рулонных кровельных покрытий для многоэтажного строительства и металлической кровли для индивидуального строительства. Продолжит терять популярность кровля из шифера, а доля ондулина, напротив, расти, так как данный материал прост в монтаже и имеет широкую ассортиментную линейку.