Как кризис отразился на российском рынке авиаперевозок?
Авиация 18 декабря 2016Фото: © Nordroden / Bigstockphoto
Рынок авиаперевозок России: Из-за девальвации, сокращения реальных доходов и запрета полетов в Турцию, Египет и Украину количество авиапассажиров сокращается второй год подряд.
В 2015 году впервые с кризисного 2009-го произошло падение количества авиапассажиров, пишут эксперты Аналитического центра при Правительстве в специальном выпуске Бюллетеня о текущих тенденциях в российской экономике: достигнув в 2014-м исторического максимума (93,2 млн чел), их число сократилось до 92,1 млн чел. Причиной тому послужило 19-процентное снижение перевозок в страны дальнего зарубежья (с 39,7 до 32,3 млн чел.), лишь частично компенсированное ростом внутренних перевозок (с 46,3 до 52,5 млн чел.).
Из-за девальвации рубля стоимость авиабилетов за 2015 год выросла на 14% (расчеты авиакомпаний с зарубежными аэропортами ведутся в иностранных валютах). При этом из-за падения реальных доходов (минус 4,3% в 2015 году) расходы граждан на использование авиационного транспорта сократились на 12%, констатируют авторы Бюллетеня. На динамике авиаперевозок негативно сказалась и заморозка авиасообщения с Украиной, произошедшая в октябре 2015 года (в 2014-м пассажиропоток между двумя странами составлял 1,1 млн чел., в 2013-м - 2,2 млн чел.), а также ограничения на полеты в Турцию и Египет, внедренные месяцем позже.
В 2016 году рубль стал укрепляться, напоминают аналитики Индексбокс: если в январе среднемесячный курс доллара составлял 77,9 руб./долл., то в сентябре - уже 64,6 (данные ЦБ). Однако авиаперевозки продолжали сокращаться: по итогам первых трех кварталов общее число пассажиров в годовом выражении упало на 7,9% (до 67,6 млн чел.), отмечают авторы Бюллетеня. Из-за спада реальных доходов (минус 5,3% г/г за январь-сентябрь) и сохранявшегося запрета на полеты в Турцию (был снят лишь в сентябре), Египет и на Украину количество пассажиров на маршрутах в страны дальнего зарубежья в годовом выражении снизилось на 26,5%, а на рейсах в республики бывшего СССР - на 18,9%.
Кризис привел и к изменению расклада сил на рынке авиаперевозок: в частности, с него ушла компания «Трансаэро», ранее являвшаяся вторым по величине игроком, а также ряд европейских лоукостеров (Air Berlin, EasyJet, Fly Niki и Estonian Air). При этом объемы перевозок сократили крупные международные компании - Lufthansa, Finnair, Czech Airlines, Wizzair, Aigle Azur, Emirates, Etihad, EL AL.
В результате в структуре пассажирооборота доля группы «Аэрофлот» (помимо самого «Аэрофлота», в нее входят компании «Россия», «Победа» и «Аврора») увеличилась с 48,5% в январе-сентябре 2015 года до 51,5% в первые 9 месяцев 2016-го, приводят данные Росавиации авторы Бюллетеня.
Возобновление полетов в Египет (намеченное на весну-2017) и Турцию позволит в следующем году рынку авиаперевозок выйти в ноль, полагают авторы Бюллетеня. Помочь отрасли может и обнуление НДС, считают аналитики Индексбокс: сейчас авиационные компании платят его по ставке 10%, тогда как операторы железнодорожных пассажироперевозок с 2017 года будут от него вовсе освобождены.