Рынок пищевой соли в России: импортозамещение и развитие экспорта – точки роста в условиях стабильного спроса
Неорганическая химия 4 ноября 2021Компания Индексбокс
опубликовала новый отчет: «Рынок
пищевой соли в РФ. Маркетинговое исследование: тренды, анализ и прогноз -
Влияние COVID-19». Ниже представлено краткое изложение основных выводов
отчета.
Пищевая соль ‑ продукт первой
необходимости – товар, без которого нельзя обойтись. Ее потребление не зависит
от экономической ситуации в стране или внешних политических и экономических
факторов, и не меняется существенно в зависимости от изменения уровня доходов
населения. Основным фактором, оказывающим влияние на фактические объемы
потребления пищевой соли в России, является спрос со стороны потребляющих
отраслей и динамика численности населения.
Пандемия Covid-19, начавшаяся
во втором квартале 2020 года, спровоцировала скачок спроса на пищевую соль по
двум причинам - после публикации Минздравом России рекомендаций о необходимости
использования соляных растворов для профилактики Covid-19, и ажиотажных закупок
перед изоляцией; во втором полугодии спрос на пищевую соль стабилизировался, а по
итогам года был зафиксирован положительный результат – рынок увеличился на 2%
г/г (оценка
Индексбокс).
В 2021 году на рынке наблюдался дефицит транспортных средств – полувагонов, который вызвал незапланированное временное наращивание запасов соли производителями. На российском рынке пищевой соли подобный дефицит, возникающий из-за отсутствия свободного подвижного состава, наблюдается не впервые (последний раз – 2016-2017 гг.).
Несмотря на негативную динамику, наблюдаемую по итогам текущего года (предварительные данные), игроки рынка в 2021 году отмечают не фактическое падение спроса, а реализацию складских запасов предыдущих лет (на протяжении календарного года на складах российских игроков рынка может накапливаться до 1 млн тонн соли) в условиях относительно стабильного спроса со стороны населения и растущего потребления соли пищевыми производствами.
Производство
После 2018 года производство пищевой соли в России характеризовалось
ежегодным приростом со среднегодовыми темпами в пределах 5% (оценка
Индексбокс). Российские
соледобывающие компании, поддерживаемые политикой импортозамещения и действующими
санкциями в отношении иностранных производителей, начали активно разрабатывать
новые месторождения, строить и запускать новые мощности по выработке пищевой
соли. С 2018 года мощности по выпуску пищевой соли в РФ увеличились
практически на 390 тыс. тонн (+30%), из них 74% или 290 тыс. тонн
были запущены в Центральном ФО.
Ключевые игроки
Для российского рынка пищевой
соли характерен высокий уровень концентрации игроков: три соледобывающих
компании обеспечивают более 70% текущего спроса - ООО "Руссоль" (Россия), "Аралтуз"
(Казахстан) и "Мозырьсоль" (Беларусь).
Экспорт
Объем экспортных поставок пищевой соли в период 2013-2020
гг. увеличился более чем в 4 раза, чему способствовали наращивание производственных
мощностей, девальвация рубля и повышение привлекательности российской продукции
на рынках Ближнего Зарубежья (в частности, Беларуси и Казахстана).
Импорт
Динамика импортных поставок пищевой соли с ростом
отечественных мощностей демонтрировала нисходящую динамику: с 2013 по 2021 гг.
объемы приобретения пищевой соли за рубежом сократились на 37%, а доля импорта
в потреблении соли в стране - на 10 п.п.
Наибольшие объемы поставок зарубежной соли на внутренний
рынок РФ до настоящего времени традиционно приходились на страны СНГ, однако в
последние несколько лет свое присутствие на российском рынке активно расширяют
турецкие поставщики. В 2020 году они замыкали тройку лидеров по поставкам
пищевой соли в РФ, вытеснив азербайджанского производителя – компанию "Азербайджансоль".
Прогнозные ожидания игроков и перспективные направления
применения
В среднесрочной перспективе ожидается продолжение растущего тренда в потреблении пищевой соли в РФ, а основным драйвером положительной динамики выступит спрос со стороны пищевых производств, в том числе в рамках реализации программы импортозамещения (особенно это характерно для производств колбасной и сырной продукции и др.).