ТНК-BP предлагает заправиться кофе и выпечкой

Кафе и рестораны 12 января 2012

Компания ТНК-BP решила по-новому взглянуть на рынок биотоплива и запустить свой новый проект в России – сеть кофеен Wild Bean Cafe для жителей Москвы и Петербурга. До конца 2011 года «нефтяной дуэт» ТНК-BP планировал открыть пять кофеен в Москве. Если проект окажется удачным, то нефтяники готовы инвестировать ещё порядка $11 млн. для открытия 50 кофеен в двух российских мегаполисах.

 

«Где бы перекусить?» – такой вопрос для автолюбителя сегодня не актуален, почти на каждой заправке есть магазинчик или точка питания, где при необходимости можно подкрепиться. Главное же отличие нового проекта ТНК-BP – это расположение кофеен, компания планирует выйти за территорию родных автозаправок и попытаться выжить в городских «джунглях». На данный момент в Москве уже открыты три  кофейни Wild Bean Cafe: на Пятницкой, около метро Красные ворота и в  бизнес-центре «Легенды Цветного», открытие каждой обошлось ТНК-BP в $250 тыс.

 

Несмотря на заметные успехи ТНК-BP в нефтяном бизнесе (в 2012 году компания планирует открыть 100 новых автозаправок в различных регионах России), успешность вложений в общепит вызывает серьезные опасения. Сегодня компания продвигает в Wild Bean Cafe идею городского кафе – минимум комфорта, максимум проходимости. Посетителю предлагают обилие свежей выпечки, меню пестрит «выгодными» предложениями – все это уже давно не ново для москвичей. За последние пару лет магическую цифру «50 кофеен» россиянам обещали многие, но добился только «Старбакс». Рынок насыщен? (более подробную информацию см. Рынок кофеен в России)

 

Однозначного ответа нет, но есть явные проблемы, среди них специалисты IndexBox выделяют следующие:

1/ В Москве практически отсутствуют торговые помещения под аренду подобных кофеен, открыться быстро физически невозможно.

2/ Арендная ставка на недвижимость запредельно высока, бизнес даже успешной кофейни (более 300 чеков в день) на грани безубыточности.

3/ Сегодня на рынке очень много проектов (в том числе франшиз мировых лидеров) с похожими концепциями, без дифференцирующих признаков.

Суммируя представленное выше вспомним, что ТНК-BP  – нефтяники, привыкшие к высокой марже, а ритейл бизнес – это куча проблем с мизерной финансовой отдачей. Справится ли «топливный тандем» с новым рынком – большой вопрос.

 

Как пример, несколько показательных «кофейных» историй от IndexBox, все компании объединяет одна болезнь: низкая рентабельность и затянувшийся инвестиционный период.

«Costa Coffee»: быстрый старт, много локаций по городу. Как итог, не смогли содержать убыточные «точки», частично их закрыли, остальные продали британцам.

«Кофеин»: отличное собственное кондитерское производство – залог их успеха, активно продают франшизы, похоже, что довольно успешно.

«Starbucks»: в России с 2007 года, планировали иметь 80 кофеен, на сегодня только 56 – проблемы с площадями; есть прибыльные «точки», в целом – на грани рентабельности. Коммерчески успешная кофейня для Старбакса – от 500 чеков в день.

«Dunkin' Donuts»: планировали открыть 50 кофеен, сделали быстрый старт, самостоятельно строились, но сейчас также активно закрываются – осталось 13 кофеен.