Российский авиапром: туманное будущее

Авиация 29 мая 2012
Автор статьи: IndexBox

С 2012 года правительство фактически прекратило компенсировать авиакомпаниям часть затрат на лизинговые платежи при приобретении российских самолетов. Таким образом, у российских авиакомпаний остается все меньше стимулов покупать отечественные самолеты.

Схема компенсации лизинговых платежей при приобретении отечественных самолётов была утверждена постановлением правительства №466 в 2002 году. Сама схема выглядела следующим образом: государство возмещало авиакомпаниям около 20% лизинговых платежей, но не выше лимита, вычисляемого по специальной формуле с учетом ставки рефинансирования Банка России. Деньги распределялись ежегодно на конкурсе Росавиации, проводимом по поручению Минтранса и Минфина.

Сейчас компенсации выплачиваются семи авиакомпаниям за 31 самолет российского производства. Среди крупнейших получателей можно назвать Red Wings (восемь самолетов Ту-204-100 в лизинге от ИФК до 2023 года) и «Владивосток-авиа» (шесть самолетов Ту-204-300 в лизинге от ИФК до 2020 года), «Полет», «Якутия», «Трансаэро» и «Россия».

Три авиакомпании, которые закупали самолеты после 2010 года, остались без государственной поддержки лизинга. Не компенсируются ставки по поставке самолетов Superjet авиакомпании «Аэрофлот» (30 лайнеров, начали поступать с июня 2011 года). Не получает субсидий авиакомпания «Полет», купившая десять Ан-148. Проблема стоит и перед авиакомпанией «Ангара», которая собирается приобрести десять Ан-148 (более подробно см. Маркетинговое исследование. Рынок гражданских самолетов).

Как следствие, отмена субсидирования еще больше снизит интерес к отечественным самолетам.

Правила ВТО жестко регулируют взаимоотношения производителей и потребителей. Прямое субсидирование в соответствии с правилами ВТО будет запрещено, при этом компенсации для авиакомпаний в ВТО не регламентируются.

Между тем вступление в ВТО обещает сделать более доступными для российских перевозчиков импортные самолеты за счет снижения таможенных пошлин. Более того, правительство даже готово дотировать покупку лайнеров зарубежного производства. Так, согласно принятому в конце 2011 года постановлению №1212 предусматривается возможность субсидирования авиакомпаниям лизинговых платежей при приобретении региональных самолетов вместимостью до 55 пассажиров с любым типом двигателей и до 72 кресел с турбовинтовыми двигателями (воздушные суда подобного типа российский авиапром серийно не выпускает).