Как COVID-19 изменил рынок санитарно-керамических изделий

Сантехника и керамика 9 октября 2020

На протяжении последних трех лет рынок санитарно-керамических изделий показывал восстановительную динамику со среднегодовыми темпами на уровне 1,2%. Наметившийся рост потребительской активности на рынке был связан со стабилизационными процессами в экономике, ростом инвестиций в строительный сектор и положительным трендом в благосостоянии населения. При этом спрос начал постепенно смещаться от «эконом» в сторону «среднего-низкого» и «среднего-высокого» ценовых сегментов в условиях отхода от сберегательной модели поведения.

Однако последствия пандемии COVID-19 в 2020 году вновь скорректировали вектор развития рынка санитарно-керамических изделий. Падение продаж санкерамики в апреле-мае 2020 года, по словам участников рынка, доходило до 40% к аналогичному периоду предыдущего года, а внимание потребителей сместилось в сторону более низких ценовых сегментов. 

В свою очередь, оживление спроса на санитарно-керамические изделия в летний период за счёт отложенных ремонтных работ сменилось его замедлением в сентябре, а высокая вероятность наступления активной фазы второй волны COVID-19 продолжает формировать все более тревожные ожидания по итогам года. Так, участники рынка уже сейчас обозначают падение рынка санкерамики в 2020 году до 11,7 млн шт (-14,6% г/г).

В течение последних лет производители санитарно-керамических изделий расширяли производство и наращивали объемы выпуска, однако к концу 2019 года отмечалось сокращение фактических отгрузок и увеличение остатков на складах (до 10-15%). Далее, во втором квартале 2020 года в результате карантинных мер произошла остановка производственных процессов и сжатие потребительского спроса, что еще более усугубило положение производителей. В январе-июне общероссийский выпуск санитарной керамики сократился более чем на 9% к аналогичному периоду предыдущего года и составил 6,4 млн шт., а итоги года могут показать еще большее падение производства - до 15% г/г.

Вместе с тем, карантинные меры и ослабление курса национальной валюты не сказались на динамике импортных поставок санитарно-керамических изделий. В первом полугодии 2020 года темпы прироста поставок из-за рубежа превысили объемы производства, что отразилось в росте доли импорта до 14,9%. Однако участники рынка  не склонны рассматривать данный рост как глобальный тренд. По всей видимости, опасаясь дальнейшего значительного роста курса валют, импортеры стремились закупить продукцию по еще приемлемой цене (это может привести к росту остатков на складах по итогам года).

Уверенное восстановление потребительской активности на рынке санитарно-керамических изделий станет возможным лишь с конца 2021 года в условиях нормализации мировой и российской экономик, при этом весомую поддержку российскому рынку окажут предполагаемые улучшения в социально-демографической сфере. Так, с 1 января 2020 года право на материнский капитал семья получает при рождении первого ребенка, его увеличение - при рождении второго ребенка, а при рождении третьего - государство компенсирует часть затрат по ипотечному кредиту. Предполагается, что на фоне сниженной ипотечной ставки, молодые семьи при помощи государства смогут вложить в решение жилищного вопроса (улучшение жилищных условий) до 1 млн руб., что создает благоприятную среду для восстановления рынка санитарно-керамических изделий. 

Однако, по ожиданиям большинства участников рынка, даже при условии видимой поддержки рынка негативные последствия пандемии будут оказывать бОльший эффект, и в ближайшие годы рынок санкерамики не сможет достичь докризисного значения - среднегодовые темпы прироста потребления не превысят 1,4% г/г, а к 2025 году рынок составит 12,7 млн шт (-7,3% к уровню 2019 года). 


Рекомендации

Рынок санитарно-керамических изделий (санфаянса). Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок санитарно-керамических изделий (санфаянса). Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

89 900 руб.

Рынок керамической плитки и керамогранита. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок керамической плитки и керамогранита. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

89 900 руб.

Рынок металлических ванн и душевых поддонов. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок металлических ванн и душевых поддонов. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

79 900 руб.

Рынок сантехники. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

79 900 руб.

Рынок сантехники России. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок сантехники России. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

54 900 руб.

Рынок акриловых ванн и душевых кабин. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок акриловых ванн и душевых кабин. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

79 900 руб.

Рынок сантехники из полимеров. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок сантехники из полимеров. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

79 900 руб.

Рынок керамической мозайки. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19 Рынок керамической мозайки. Маркетинговое исследование - Влияние COVID-19

39 900 руб.

Исследование спроса и потребителей на российском рынке средств для душа и ванн. Выборка из online панели - Влияние COVID-19

169 900 руб.

Рынок керамической плитки и керамогранита Украины - Влияние COVID-19 Рынок керамической плитки и керамогранита Украины - Влияние COVID-19

59 900 руб.