Что мешает России наращивать экспорт образовательных услуг в Китай?

Образование, культура и искусство 6 февраля 2017
Автор статьи: IndexBox

Фото: © Apollofoto / Bigstockphoto

На фоне роста качества высшего образования в Китае студенты из Поднебесной сохраняют устойчивый интерес лишь к элитным вузам США и Европы.

За последнее десятилетие количество китайских студентов в России снизилось с 20 тыс. до 10 тыс. человек, пишет Игорь Поздняков (представитель Министерства образования и науки РФ в Китае) в специальном исследовании, посвященном российскому экспорту образовательных услуг. Одной из причин тому стал рост качества высшего образования в самом Китае: в результате если раньше в поисках университета китайские абитуриенты были готовы выезжать в любую страну, то сегодня они готовы платить за услуги лишь преимущественно элитных вузов США и Европы.

Причины сохранения интереса китайцев к учебе в России

Интерес китайцев к учебе в странах второго эшелона фактически исчез, отмечал руководитель школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов в интервью агентству «Росбалт» в апреле 2016 г. Сохранению интереса на минимальном уровне способствует невысокий уровень (особенно с учетом девальвации рубля) повседневных расходов в России в сравнении с другими центрами притяжения иностранных студентов (США, Великобританией и Австралией), пишет Поздняков. По его мнению, еще одним позитивным фактором остается традиционное для стран Азии, в том числе для Китая, восприятие российского образования как высокопрофессионального и эффективного с точки зрения получения практических навыков и фундаментальных знаний.

Возможности для увеличения притока китайских студентов

Отчасти снижение притока китайских студентов связано с социокультурными факторами, полагают аналитики Индексбокс Маркетинг: времена, когда русский язык массово изучался в Китае в качестве иностранного (как это было в 1950-е гг.) остались далеко позади. Сложность освоения русского языка накладывается на административные проблемы, отмечает Поздняков: по приезду в Россию китайские студенты сталкиваются не только с необходимостью заполнения анкет на русском языке, но и с регулярными проверками документов, зачастую носящих необоснованный характер.

И все же главной причиной снижения притока китайских студентов является то, что российские вузы проигрывают в конкуренции европейским, американским и австралийским университетам, полагают аналитики Индексбокс Маркетинг. В краткосрочной перспективе нарастить экспорт образовательных услуг Россия может за счет снижения административного давления на негосударственные вузы, некоторые из которых уже сегодня пользуются спросом у иностранцев. Речь, в частности, идет о Европейском университете (ЕУ) в Санкт-Петербурге, где значительную часть студентов составляют выходцы из ЕС и США: несмотря на это ЕУ из года оказывается под угрозой закрытия.

В долгосрочной же перспективе привлекать больше иностранных студентов (в том числе китайских) Россия сможет за счет запуска англоязычных программ бакалавриата и, особенно, магистратуры, которые бы не уступали по соотношению цены и качества аналогичным программам европейских вузов «среднего звена». Помощь в создании таких программ могла бы оказать российская академическая диаспора за рубежом, заключают аналитики Индексбокс Маркетинг.

Индексбокс Маркетинг помогает российским компаниям выйти на зарубежные рынки. 
Подробнее об экспортном консалтинге.


Рекомендации